Агротуризм как способ развития села в России
Станут ли ответственные виды туризма драйвером развития сельского хозяйства, или агропутешественники так и останутся в меньшинстве
О том, почему в конце XX – начале XXI века горожане всё чаще стали стремиться на природу, к уединению, в тишину, о стремительном развитии так называемых «ответственных» видов туризма - сельского (или агро-) туризма, экологического, событийного, этнографического – не писал только ленивый.
По оценкам экспертов, в мире ежегодно путешествуют почти 800 миллионов людей, до трети из них предпочитают сельский туризм. В Европе зарегистрировано два миллиона мест в агроусадьбах. Развитые страны уже пришли к пониманию необходимости сохранения сельского уклада как источника чистой пищи, здорового образа жизни и дальнейшего развития сельских территорий.
В Италию туристы едут поесть моцареллу из буйволиного молока, попробовать уникальные вина, свежевыжатое оливковое масло, во французском Пьемонте - лягушек, в Ломбардии - виноградных улиток, в Умбрии – трюфели. Международное движение «Слоу Фуд», мощный лоббист интересов малых продовольственных сообществ и агротуризма, объединило за последние 20 лет более 6 тысяч участников на всех континентах.
А что в России?
Россия туристическая - уже реальность
Россия уникальна своими природными богатствами, населена множеством народов и народностей с бесценным историческим, культурным и гастрономическим наследием. Невзирая на тяжкие испытания XX века, мы сумели сохранить многие традиции и обычаи. При этом современные процессы урбанизации и обезличивания в ходе глобализации захватывают и Россию. Молодёжь не имеет стимулов для продолжения жизни в сельской местности; получая из СМИ информацию о «сладкой городской жизни в коттеджах, особняках, благоустроенных квартирах», она стремится в города в поисках «лучшей», «модной» жизни, заработка, а деревни пустеют…
За последние пару десятков лет Россия потеряла, по некоторым оценкам, до 34 тысяч сёл и деревень, еще в 10 000 деревень сегодня меньше 8 жителей. Этот процесс поддерживается зачастую и политикой властей: ликвидируются сельские школы, больницы, почтовые отделения, фельдшерско-акушерские пункты, отделения банков. Теряется многовековой уклад сельской жизни, всё то, что веками объединяло эти бескрайние поля и леса…
Заброшенные поля и опустевшая деревня в Саратовской области. Фото: www.globallookpress.com
Еще в 2017 году доцент Тимирязевской академии Игорь Абакумов и академик Российской академии наук, председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин обсудили положение вещей на портале «Крестьянские ведомости»:
Сегодня на село выделяется 1,2% федеральной части бюджета. Это ничто по сравнению с тем, что дают Китай, Индия, страны ЕС или Америка. Маленькая Швейцария 6 млрд долларов выделяет своему селу, хотя там всего 6 млн гектаров. Китай – 154 млрд. А мы – всего 3,5… На 25 тысяч сократилось количество дошкольных и школьных учреждений в сельской местности. Среднее расстояние до ФАПа (фельдшерско-акушерского пунта - прим. Царьграда) составляет 80 км.
Инфраструктура села показывает крайнюю неразвитость: в России, продающей газ всему миру, 95 000 деревень не газифицированы. Водопровод считается роскошью и доступен лишь в 5% сел. 42 000 деревень не имеют телефонной связи, 32 000 – почты, до 30 тысяч невозможно добраться в межсезонье, так как они не имеют дорог с твёрдым покрытием. При этом нарастает «могучая поступь» класса крупных «латифундистов» - корпораций, которые пришли в сельское хозяйство для промышленного производства продуктов питания, занимая, а иногда и захватывая всё большее количество земель под свои агрокомплексы.
«Едем по России». Вологда
Долгие годы фермеры, экологи, не получая поддержки от государства, на свой страх и риск проявляли недюжинную изобретательность, создавая первые робкие очаги эко-туризма, производства органической продукции, которые затем становились основой для привлечения эко- и агротуристов в регионы.
Европейские санкции принесли России много проблем, но дали и новые импульсы. Различные инициативные группы, ассоциации, общественные палаты начали обращаться к правительству России, к региональным властям с настоятельными призывами обратить внимание на нарастающие проблемы села. Депутат Государственной думы Светлана Максимова, тверской фермер и активный сторонник развития агротуризма на селе, стала инициатором поправок в базовые федеральные законы, чтобы облегчить участь фермеров.
Внутренний туризм способен стать эффективным инструментом развития сельских территорий в России, заявила Максимова в ходе парламентских слушаний.
Он способен обеспечить экономическую и демографическую стабильность в сельской местности, стать весомым фактором перспективного развития этих территорий,
– отметила депутат.
Вид на Плёс. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Ею подготовлены законопроекты, направленные «на придание нового стимула развитию сельских территорий и сельского хозяйства в целом».
Предлагается в числе целей государственной аграрной политики развитие малого и среднего предпринимательства на сельских территориях, включая агротуризм. Предусматривается получение крестьянско-фермерскими хозяйствами дополнительного дохода от нового вида хозяйственной услуги – внутреннего туризма, а также расширение государственных программ поддержки.
В 2015 году на федеральном уровне было закреплено определение сельского туризма хотя бы в ГОСТ Р 56641-2015:
Сельский туризм — деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности.
Россия выбирает внутренний туризм
Основной ресурс сельского туризма — это сельская территория, а основная задача — сохранение ее традиций и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов. Объекты культуры, архитектуры, памятники природы, ландшафты, событийные мероприятия, этнографические объекты, традиционный быт, промыслы и ремесла, местная кухня и т.д. — все это имеет непосредственное отношение к сельскому туризму.
Важно просветительское значение сельского туризма: ведь это возможность поездить не только по регионам России, но и посетить другие страны, познакомиться с бытом и укладом жизни разных народов. Помимо познавательной роли такой отдых, как и экотуризм, должен менять стереотип ежедневного поведения человека в окружающей среде, делать его отношение к природе, к сельскому труду более бережным, уважительным, чутким.
Готовы ли к этому граждане России? Согласно проведенным исследованиям, многие имеют возможность платить от 500 до 1000 рублей в сутки, включая питание, за отдых в доме с частичными удобствами. Но требования к комфорту заметно выше, нужны и приличные дороги. К сожалению, большинство российских деревень пока не соответствуют предъявляемым требованиям.
На традиционном празднике огурца в Суздале. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Во многих субъектах нашей страны за последние 5-6 лет к людям всё же пришло осознание ценности земли, необходимости сохранения сельского уклада, традиций, в том числе гастрономических, возникли ассоциации, обучающие программы, курсы, объекты сельского туризма. На практике все виды ответственного туризма тесно переплетаются, поддерживая, дополняя и обогащая друг друга.
Появились:
- гостевые домики с небольшим хозяйством, располагающиеся в экологически благоприятных районах, с домашней едой и нехитрыми развлечениями;
- агроусадьбы, построенные по образцу западных ферм;
- отечественные фермеры, приглашающие желающих почувствовать атмосферу сельской жизни и фермерского труда;
- редко - образцовые сельские усадьбы, созданные международными организациями или при поддержке администрации.
Приведем несколько ярких примеров местной или региональной инициативы развития событийного туризма:
- День селёдки в Калининградской и Архангельской областях;
- День огурца в городе Суздале Владимирской области.
Итак, особая роль «ответственного» туризма - в экономическом поддержании села, в создании рабочих мест, в возвращении молодёжи в село, вклад в образование и просвещение, в формирование здорового образа жизни и патриотичного отношения к своему наследию. Все эти факторы требуют особой поддержки.
Для этого необходимы:
- чёткая система, совокупность государственных, муниципальных, общественных и коммерческих учреждений, поддерживающих эту деятельность;
- приоритет при разработке политико-правового и методического её обеспечения и комплексных программ стратегического развития в муниципальных районах, с учётом всех особенностей (климатических, демографических, социальных);
- запланированные возможные источники поддержки, способы аккумуляции и эффективного использования.
«Крым прекрасен»: Делегаты из США отмахнулись от реакции Киева на их визит
Региональным и муниципальным властям надо сотрудничать в области развития экотуризма, консультировать, обеспечивать информацией, рекламой. Необходимо взаимодействие с соседними регионами, в том числе в разъяснительной, просветительской работе и с жителями села (принимающей стороны), и с горожанами. Нужно развитие сельской инфраструктуры (дорог, благоустройства и др.). Тут пригодится частно-государственное и частно-муниципальное партнёрство.
Нужно, чтобы государство предоставляло льготный кредит на длительный срок для улучшения межпоселковых дорог силами предпринимателей и агротуристических хозяйств. В отделах экономики муниципальных районов нужны штатные единицы специалистов по развитию сферы рекреации. Государство должно не просто осваивать территории, а, прежде всего, думать о тех людях, которые населяют и возделывают эти земли.
По данным Минсельхоза РФ, в России развитием сельского туризма занимаются 11 регионов, на долю этого сегмента туристической отрасли приходится лишь 2%. По оценке Юрия Столповского, доктора биологических наук, президента Ассоциации «Слоу Фуд – Россия», туристический потенциал России используется лишь на 20%.
Фото: www.globallookpress.com
В России, по неофициальным данным, больше 4 тысяч сельских домов. Большинство из них не соответствует ожиданиям туристов по степени комфорта и уровню сервиса. И более тысячи административных районов, где можно развивать агротуризм. Чтобы удовлетворить спрос хотя бы на 15%, необходимо иметь 30-40 тысяч объектов сельского туризма!
В 2014 году Земельный кодекс РФ взял под специальную охрану особо ценные сельскохозяйственные земли, они должны отражаться на карте сельскохозяйственного зонирования, которую утверждает муниципалитет по согласованию с субъектом Российской Федерации. Целесообразно, чтобы аналогичная норма была закреплена в федеральном законе и в отношении объектов «ответственного туризма». Ведь в условиях только что принятого закона о пенсионной реформе стране необходимы сотни новых рабочих мест, нужны стимулы для их создания! Кроме того, требуется эффективная господдержка для развития именно «ответственных видов» туризма в России. Надо вовлекать в этот процесс и органы федеральной и региональной власти, местного самоуправления, наращивать общественный контроль. Общественные палаты и Общероссийский народный фронт должны стать такими инструментами.
В одной статье невозможно обсудить все злободневные проблемы такой разнообразной отрасли. Но разговор надо продолжать, активно вовлекая все российские регионы, молодёжь, гражданское общество, чтобы не потерять земли наши российские, столетиями собиравшиеся для нас нашими предками. Наши корни…