А судьи кто? Безработные оценили качество российских дорог
Изучение общественного мнения погрязло в коррупции и халтуре. Опрос так называемого «исследовательского центра Superjob.ru» о качестве российских дорог – яркое тому доказательство
Портал Superjob опубликовал рейтинг качества российских дорог. На первом месте оказалась Тюмень, на втором – Набережные Челны, на третьем – Москва. В хвосте – Саратов, Рязань и Владивосток.
Блат сильнее всех: Как в России находят работу
В опросе участвовали жители 37 крупных (более 500 тыс. жителей) городов России. Большинство из них, естественно, никогда не бывали и в трех других городах из списка. Таким образом, это рейтинг не качества дорог, а удовлетворенности качеством дорог – разные вещи, не так ли? Представление о хорошем покрытии у немца и индийца, согласитесь, очень разное. Россия не настолько разнообразна, но и у москвичей где-нибудь в Волгограде случается культурный шок.
Таким образом, никакого смысла в этом опросе нет. Но утром 15 ноября новости о его результатах были на первых строчках «Яндекса», а пиар-отдел «Суперджоба» весело подсчитывал число нейтральных или позитивных упоминаний портала, предвкушая выполнение годового KPI. С которым, судя по всему, были серьезные проблемы, раз у второстепенного сайта поиска работы дело дошло до качества дорог. Следующим этапом, по всей видимости, будет рейтинг удовлетворенности пятничной пьянкой. Там, говорят, Саратов должен взять реванш у Набережных Челнов.
Фото: www.globallookpress.com
Как они опрашивают?
Социология в России умерла, ее труп разложился и плохо пахнет. Исследования, опросы, рейтинги делятся на две категории – призванные дать заказчику нужный ему результат и созданные ради «лайков и хайпа». Не только маргинальный «Суперджоб» со своим самозваным исследовательским центром, но и вполне солидный ВЦИОМ, где вроде бы работают серьезные специалисты, все чаще «радуют» странными опросами.
Например, выяснилось, что «введение в школах уроков полового воспитания поддерживают 60% россиян». Нет, серьезно? Вы точно хотите, чтобы об основах половой жизни ваш ребенок узнавал на уроке у медсестры-разведенки среди хихикающих одноклассников? Можно было подумать, что ВЦИОМ опрашивал школьников, но ведь остальные ответы в этом опросе вполне разумны. Значит, они оказались ширмой, призванной провести главную мысль – секс-просвещение и контрацепцию в школы, раздача презервативов на большой перемене, запись на аборт в третьем кабинете.
Опрос показал, что жители России довольны и работой, и зарплатой
Современная техника опросов удивляет своей дремучестью – при использовании вроде бы современных технологий. Когда тебе звонят с незнакомого номера, представляются службой опроса и задают, например, вопросы об отношении к президенту и правительству – многие ли сомневающиеся и колеблющиеся ответят честно? Учитывая, что собеседник, вероятно, знает о тебе все (имея номер мобильного, это несложно), а ты о нем ничего?
А результаты этих опросов потом не только отправляются «поднимать хайп» в СМИ, но и ложатся на стол первым лицам государства.
Но тут хотя бы по специальным методикам подбирается релевантная аудитория – по полу, возрасту, доходам. Опросы на веб-сайтах и в социальных сетях не дают и этого. Доходит до смешного – когда, грубо говоря, вопрос «кто вам больше нравится, лабрадоры или ризеншнауцеры» задается в группе владельцев лабрадоров. Безусловно, бывают и остроумные, и интересные, и показательные опросы, но все это – не социология.
То же и с дорогами: когда активные клиенты «Суперджоба», то есть граждане, ищущие сейчас работу, вдруг начинают определять качество покрытий, это фактически подлог, профанация самой идеи исследования.
Скриншот страницы сайта
От коррупции к позору
Мы ничего не знаем о себе, о своем обществе, о господствующих в нем мнениях. И это дорого нам обходится: когда на региональных выборах побеждают псевдооппозиционные кандидаты, которых пригласили «для мебели», начинается постыдный торг, отказы, пересчеты голосов. А ведь это именно социологический провал: кураторам либо положили на стол абсолютно «левые» данные о настроениях в регионе, либо не положили вообще ничего. Отсюда и неверная политика на выборах, и позорная растерянность после них. Деньги на исследование, конечно, выделили, правильные компании выиграли тендер, а что было потом, как-то в предвыборной суете и позабылось…
Как правительство России продуктовую корзину в авоську превратило
Современная система госзакупок – одна из главных причин такого положения вещей. Украсть на закупках бутилированной воды трудно – любой активный гражданин, даже если его фамилия не Навальный, с легкостью сравнит цену закупки с аналогичными предложениями. Именно нематериальные активы, «исследования», стали наиболее коррупциогенной частью государственного заказа: все помнят «лекции» депутата Пономарева в Сколкове, но это даже не вершина айсберга, а крохотная льдинка общего масштаба подлога на социологии.
А где присутствует коррупция, неизбежно падает качество. Важны стали не исследования, а способность получить на них заказ. Ловкость рук, а не квалифицированный анализ.
На выходе мы получили мир придуманных данных. Руководство Набережных Челнов не один год будет гордо цитировать опрос своих безработных жителей. Прочитавший с утра новости крупный чиновник сделает втык дорожникам Владивостока. Основываясь на высосанных из интернета данных, люди будут менять бюджеты дорожных служб. И, конечно, заказывать собственные опросы. Вон, у «Работы.ру» и «Хедхантера» тоже есть свои «исследователи». Без заказов не останутся.
Фото: www.globallookpress.com
Дорог и рабочих мест в России все еще не хватает. В начале 1930-х годов, в разгар Великой депрессии, президент США Теодор Рузвельт направил безработных на строительство и ремонт дорог и мостов, и это оказалось удачным решением, позволившим и развить инфраструктуру, и дать людям хоть какое-то занятие, тем самым снизив и бедность, и преступность.
Просто информация к размышлению.