48% из нас говорят, что им хватает только на еду и одежду. Врут
Наши люди не склонны рассказывать правду о своём благосостоянии случайным собеседникам из статистических служб
Жить не хочется
Росстат, странная организация, в последнее время занятая в основном переписыванием прошлого, опубликовал ежеквартальный доклад «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств». Живём мы с вами спокойно и не задумываемся, что всё уже исчислено и взвешено Росстатом, а значит, скоро будет и разделено. Впрочем, делить-то почти нечего: судя по докладу, 48,2% жителей России не могут позволить себе никаких товаров долговременного пользования — только еда, коммуналка да одежда и обувь вместо изношенных до дыр. Это данные на конец 2018 года, и они немного лучше, чем годом ранее: тогда 49,89% жителей страны находились в этом печальном списке.
Кривое зеркало ВЦИОМ: Что ни опрос, то нелепость
Тот же Росстат, впрочем, уверяет, что у нас 305 личных легковых автомобилей на 1000 человек населения, а это почти по автомобилю на домохозяйство. Причём цифра эта стремительно растёт, и явно не из-за того, что миллионеры массово покупают шестые автомобили на семью. Но и не из-за того, что люди отказывают себе в еде и одежде, лишь бы голыми и исхудавшими сесть за руль.
Доклад вообще забавный. Знаете, сколько семей в Ямало-Ненецком округе (2-е место в России по валовому региональному продукту на душу населения) сообщили о том, что денег хватает только на еду, а с одеждой уже напряг? 100% опрошенных. ЯНАО, конечно, — не рай на земле, и цены на продукты там дай боже, и предыдущий губернатор натворил немало интересного, но всё же зарплаты в регионе высокие, и уровень жизни там вполне приличный.
На грани голода
Фото: www.globallookpress.com
Конечно, бедность в России есть, и её масштабы весьма значительны. Согласно тому же «исследованию», число людей, которым не хватает даже на еду (то есть реальная грань голода), составляет 0,7%, то есть около одного миллиона человек — нам эта цифра также кажется преувеличенной. Жить на 200 рублей в день (то, что может остаться после выплаты субсидированной «коммуналки» у пенсионера) — это не голод по среднероссийским ценам, но учитывая паралич бесплатной медицины, любая болезнь реально вгоняет людей в режим выживания. Здесь действительно надо бить в колокол, а заодно и в защитников системы ОМС в её нынешнем виде. Кстати, тот же Росстат считает, что на еду должно уходить минимум 140 рублей в день. Плохо, позорно, но, повторимся, даже это — не голод.
Да, есть ситуации, когда люди не получают вообще ничего (скажем, не найдя работу за время выплаты пособия) — такого быть, конечно, не должно, но подобных случаев не так много, и их рассматривают в индивидуальном порядке. Введена перспективная система социальных контрактов, и если хорошее дело не испоганят бюрократизмом, оно поможет многим людям.
Опрос о начальстве: В России закончилась классовая ненависть
Гражданин, соврамши
Что же получается? А очень просто — девочкам из колл-центра Росстата попросту наврали. Привычка прибедняться воспитывалась в нас долгие годы, и накатившая позже волна демонстративного потребления не смогла окончательно расправиться с многолетним страхом выделиться из толпы. Когда тебе звонит неизвестный человек, откуда-то знающий твой номер, почему-то не хочется рассказывать ему о своих реальных доходах, тем более что в России очень высока доля «чёрной» экономики. И делать какие-то выводы из подобного опроса (а этих выводов уже сотни по всему рунету) было бы даже не опрометчиво, а попросту глупо.
Были надежды, что после смены руководства Росстата эта организация немного пересмотрит методы своей работы. Пересмотрела. Стало хуже. Рядом со зданием Росстата на Мясницкой (кстати, единственный в Москве проект легендарного Ле Корбюзье) расположено несколько редакций СМИ, и прожжённые журналисты, проходя мимо, завистливо вздыхают: до такого масштаба фантазии, до таких высот промывания мозгов им никогда не дотянуться.
Допотребляются
Фото: William Potter / Shutterstock.com
Но во всём этом есть ещё один аспект — появившийся культ неоднозначного параметра «уровень жизни». Никто не спорит, что жить нужно достойно, но когда это целиком и полностью измеряется потреблением, происходит подмена самого понятия достоинства. Не стоит путать это с чиновными предложениями «затянуть пояса» во имя каких-то абстрактных завоеваний: подобные высказывания являются не более чем неуважением к народу. Но где начинается достойная жизнь — на какой по счёту паре обуви, на какой стоимости телефона, на каком количестве каналов в телевизоре?
Опрос показал, что жители России довольны и работой, и зарплатой
Нам говорят, что низкое внутреннее потребление — тормоз для развития страны, и приводят в пример упоённый успехом Китай, население которого наконец дорвалось до материальных ценностей. Но можно ли назвать здоровым общество, ориентированное на производство и потребление совершенно ненужных вещей? Если производство спиннеров — важный вклад в экономику, значит, мы ошиблись, нам не в эту экономику.
Питание, одежда, кров, безопасность, образование, медицина — вот простые материальные ценности, действительно необходимые человеку. Над этим нам и надо работать. Остальное подождёт своей очереди, и не будет ничего страшного, если не дождётся её никогда.