Борьба с "диснеевщиной" под вражескими пулями: Хроники непростой судьбы "дедушки" Союзмультфильма

Повод для гордости

Фото: globallookpress.com

"Союзмультфильм" — крупнейшая в СССР и России мультипликационая студия, выпустившая более тысячи добрых и чудесных мультфильмов. Вместе с героями этих мультфильмов росли и учились любви и добру и мы. А еще наши наши мамы и папы, и бабушки, и дедушки. Сегодня доброму дедушке "Союзмультфильму" исполняется 83 года — целая жизнь у него за плечами. Она получилась непростой, но зато яркой, интересной.

День рождения киностудии пришелся на жаркий июнь: 10-го числа первого месяца лета в 1936 году был создан "Союздетмультфильм" – по сути, это было объединение мелких студий и коллективов – "Межрабпомфильма", "Мосфильма" и "Совкино".

Первые мультфильмы создавали в храмах

Спустя год с небольшим киностудию переименовали в "Союзмультфильм". На то время приказ о создании такой студии мультипликационных фильмов был подписан начальником Главного управления кинофотопромышленности СССР. Однако некоторые историки считали, что решение о её создании исходило лично от Иосифа Сталина.

Тогда под студию отдали помещения закрытых к тому времени храмов - Николая Чудотворца в Новой Слободе и Спаса Преображения в Спасопесковском переулке на Арбате. Кстати, последний был возвращен Русской Православной Церкви лишь в 1991 году. А храм Николая Чудотворца на улице Долгоруковской вернули осенью позапрошлого года.

Первые мастера, которые начали работу при студии, - Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберги, Владимир Сутеев. И это, разумеется, далеко не весь список.

В то время производство было поставлено буквально на поток – его перевели на общую технологию так называемого целлулоидного конвейера.

Сначала единственным направлением были короткометражные фильмы для детей. Персонажи-животные рассказывали детям с экрана о том, что такое хорошо и что такое плохо.

1937 год тоже оказался в своем роде прорывным – тогда на студии начали создавать цветные ленты. А через год начали применять натурную съемку актеров.

В период с 1939 по 1941 год на студии создаются фильмы, которые потом вошли в золотой фонд мирового кинематографа: "Лимпопо" и "Бармалей", "Дядя Степа", "Муха-цокотуха", "Мойдодыр".

"Сказку о царе Салтане" выпускали под свист вражеских пуль

В 1940 году происходит смена приоритетов: теперь вместо количества делается упор на качество. А кроме того, при студии организовали четырёхмесячные курсы для художников-мультипликаторов. Впоследствии в штат взяли своих выпускников. Кстати, за всю историю "Союзмультфильма" курсы организовывали не менее четырнадцати раз.

Персонажи-животные рассказывали детям с экрана о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фото: globallookpress.com

Когда наступила война, первые месяцы на студии создавали агитационные киноплакаты и мультшаржи. Многие сотрудники отправились воевать на фронт. В 1941 году начали эвакуировать киностудию. Вернуться в Москву сотрудники "Союзмультфильма" смогли только спустя два года.

Из-за тяжелых условий работы, отсутствия материалов, а также кадрового дефицита производство детских мультфильмов значительно сократилось. Но они все равно выходили. Эти ленты, созданные и выпущенные в столь тяжелое время, известны по сей день: "Елка", "Лиса, заяц и петух", "Краденое солнце", "Сказка о царе Салтане", "Синдбад-мореход". По сути, все эти мультфильмы – яркие, добрые и красочные - создавали под свист вражеских пуль и под беспрестанные бомбежки.

После Великой Отечественной войны студия начала борьбу с "диснеевщиной"

Когда война закончилась, студия начала работу с удвоенной силой. Туда стремились попасть лучшие выпускники ВГИКа. Каждый мультфильм, который создавался в те годы, обязательно становился хитом.

До 1953 года "Союзмультфильм" выполнял важную идеологическую задачу – создать узнаваемый канон советского мультфильма и покончить с "насаждением диснеевщины". Раньше так или иначе мультипликаторы пытались заимствовать приемы из американской киноиндустрии, но сейчас все усилия были направлены на то, чтобы создать свой, самобытный эстетический шаблон.

Каждый мультфильм, который создавался на студии "Союзмультфильм", обязательно становился хитом. Фото: globallookpress.com

В эти годы выходят на экраны "Конёк-горбунок", "Серая шейка", "Цветик-семицветик". Старания русских мультипликаторов были отмечены и на международном уровне.

В 1947 году на восьмом кинофестивале в Венеции фильм Мстислава Пащенко "Песенка радости" получила "бронзу" за лучшую анимацию.

В 1950-е годы студия выпускает "Каштанку", "Аленький цветочек", "Снегурочку". А с 1955 года мультипликаторы начинают делать упор на создание лент в сатирическом жанре.

Но кроме этого, студия решила осваивать и совсем новое направление: дубляж иностранных фильмов и мультфильмов. И это деятельность за студией сохраняется вплоть до 1990-х годов.

Настоящий период расцвета пришелся на десятилетку с 1970 по 1980 год. В этот период студия считается самой крупной в Европе. В списке наград – свыше 150 международных и отечественных дипломов и медалей, а количество выпущенных лент – более 1000.

Заметно расширились тематические границы, а сам репертуар "повзрослел" и завоевал внимание и любовь более взрослой аудитории.Фото: globallookpress.com

"В студии могильная тишина": "Союзмультфильм" переживал кризис. На помощь пришел Путин

Однако к концу 1980-х годов студия переживает сразу несколько кризисов — кадровый, производственный и творческий. Постепенно студия перестаёт определять лицо отечественной мультипликации.  Стали падать и объёмы производства. Именитые мастера начали покидать "Союзмультфильм".

Кризис не отступал в 1990-е и в 2000-е. Над студией нависла угроза разорения.

9 июня 2011 года, накануне 75-летия киностудии, российские мультипликаторы Юрий Норштейн, Леонид Шварцман, Андрей Хржановский и Эдуард Назаров написали открытое письмо  Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, которое было опубликовано в "Новой газете".

"Студии почти не существует. Есть коробка с коридорами и комнатами и просмотровым залом, - отмечали мастера. -  В студии могильная тишина, иногда появляются съёмочные киногруппы, которым начальство сдаёт некие площади". Они просили о помощи. И власти их услышали.

28 июня 2011 года Владимир Путин на встрече с режиссёрами-аниматорами принял решение, которое спасло студию – ее присоединили к Госфильмофонду.

В 2013 году запустилось производство короткометражной мультипликации для детей, вышли новые выпуски мультсборника "Весёлая карусель". Примечательно то, что сценарий для сборника мог написать любой желающий.  В том же году стало известно о переезде "Союзмультфильма" в новые павильоны на улице Академика Королёва.

Китай хочет купить "Простаквашино"

Сейчас при поддержке Министерства культуры студия начала новую жизнь. Новое руководство рассчиталось с долгами, реорганизовало ее и возобновило кинопроизводство. Помимо новых работ, делаются ремейки таких мультфильмов, как, например, "Простоквашино". Более того, сейчас студия снова собралась выходить на международный уровень.

28 июня 2011 года Владимир Путин на встрече с режиссёрами-аниматорами принял решение, которое спасло студию – ее присоединили к Госфильмофонду. Фото: globallookpress.com.

Так, "Союзмультфильм" планирует продать первый сезон нового "Простоквашина" в Китай. Информацию об этом сообщает председатель правления студии Юлиана Слащева на полях Петербургского международного экономического форума.

"У нас есть большие планы по международным продажам "Простоквашина", - цитирует ее РИА Новости. - Мы ведем переговоры с Китаем, со стороны стран Восточной Европы также видим большой интерес".

Китайская сторона выразила заинтересованность в большем количестве серий. Напомним, что на сегодняшний момент их 15, но уже к концу следующего года их будет 30.

По словам Слащевой, международные коллеги хотели бы приобрести сериал полностью, а потому уже попросили ускорить производство.

Напомним, что до этого другие зарубежные партнеры, например из Японии, купили у "Союзмультфильма" права на распространение мультфильмов про Чебурашку на 20 лет.

То есть русские красочные мультфильмы снова покоряют планету. Фото: globallookpress.com

"Повод для гордости"

В спецпроекте Царьград рассказывает о событиях из истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.


Ссылки по теме:

"Штраусиана", гусары и "Русская березка": Артист цирка Ермолаев покорил мир вальсирующими лошадьми

"Колхозная мамаша" Пельтцер заставляла зрителей рыдать, даже когда у нее была роль без слов

Это тоже была война: О количестве жертв прорыва морской блокады Ленинграда не говорят даже ветераны

Обсудить
Читать комментарии

Подписаться на уведомления, чтобы не пропустить важные события

Подписаться Напомнить позже