Вырубить, вывезти, и чтобы без проблем. Идея приватизировать лес оказалась с двойным дном
Бизнесмены предлагают приватизировать русский лес. Немного, примерно 2-3%. Этот "проект" оказался с двойным дном, считает руководитель Центра общественного мониторинга по проблемам экологии Дмитрий Миронов. Коммерсантам нужно вырубить, вывезти, и чтобы без проблем.
Константин Лашкевич, глава компании RFP Group, частью которой владеет Роман Абрамович, заговорил о приватизации определённого процента территории России коммерческими компаниями. Спелого леса всё меньше, а деловая древесина нужна, объясняет бизнесмен.
В России приватизация леса запрещена. По мнению Лашкевича, в зонах наибольшего благоприятствования с климатической точки зрения необходимо выделить бизнесу 2-3% площадей.
В беседе с Царьградом Дмитрий Миронов отметил, что это далеко не первые попытки коммерческих структур, предпринимателей захватить леса в частную собственность. Меж тем леса являются собственностью России, а значит, и всех граждан. Раньше бизнес интересовали в основном рекреационные части леса. Они расположены у крупных городов. Коммерсанты уверяли, что передача таких земель в частную собственность нужна для того, чтобы лучше за ними ухаживать. По мнению руководителя Центра, логичных, конструктивных доводов в этом нет.
В части интенсивного выращивания лесных культур и леса сейчас по Лесному кодексу нет абсолютно никаких запретов. Более того, коммерческим структурам, которые имеют бизнес-проекты на 2-3% площади лесного фонда - а я напомню, леса у нас занимают около половины территории страны, можете себе представить, какая площадь, - ничто не мешает представить это в виде инвестиционного проекта в правительство, в Минприроды, Рослесхоз и другие соответствующие ведомства. И защитив там этот проект, возможно изменить правила предоставления в аренду этих лесных участков, - предложил Дмитрий Миронов.
Он напомнил, что сейчас подобные площади предоставляются в аренду на 50 лет. Если предприниматели действительно собрались заниматься интенсивным выращиванием, чего им бояться? Они несколько раз снимут там урожай за этот срок.
Эксперт считает, что Дальний Восток для таких целей не подходит. Скорее, коммерсантов интересуют какие-то южные территории. С одной стороны, такие проекты должны развиваться, чтобы бумажная промышленность использовала быстрорастущие леса, а не реликтовые. На северных территориях период вызревания - от ста лет.
Все попытки взять лес в частную собственность периодически возникают, когда пожары проходят по лесному фонду. Но предприниматели, как правило, не хотят брать себе те участки, где есть какие-то проблемы. Они хотят территории, которые расположены либо рядом с городами - потому что там земли мало и они постоянно смотрят на это как на предмет коммерческой выгоды, - либо те, где можно очень просто любым интенсивным, экстенсивным методом добывать древесину и возить её поближе к трассам", - сделал акцент собеседник Царьграда.
Дмитрий Миронов напомнил, что по всему миру, и в России в частности, вступает в силу новое климатическое законодательство. Согласно его положениям, леса имеют не только сырьевое значение. Основное их значение - экологическое.
"Это уменьшение углеродной составляющей в атмосфере, газа метана в том числе. Поэтому любой эксперт, эколог, лесовод категорически будет против подобных инициатив. И я надеюсь, мы до них не доживём никогда", - заключил специалист.