"Военно-полевой госпиталь" - почти как комедия Рязанова, только по-американски
Культовый для США фильм "Военно-полевой госпиталь" (1970) - это почти как комедия Эльдара Рязанова. Только на американский манер.
Вот уже более полувека назад, 25 января 1970 года, состоялась премьера фильма, моментально превратившегося в один из ключевых элементов современной американской массовой культуры. На экраны вышла сатирическая комедия Роберта Олтмена "Военно-полевой госпиталь" (MASH - в русских публикациях часто используется обозначение "МЭШ").
Картина рассказывала о буднях военно-полевого госпиталя американской армии во время войны в Корее (1950-1953). И вот тут зрителя поджидал явный намёк - для всех было очевидно, что под корейской баталией подразумевается шедшая как раз в то время война во Вьетнаме. Не слишком изящный, но оказавшийся эффективным приём создателей фильма в обход американской цензуры.
Кадр из фильма "Военно-полевой госпиталь" (1970, режиссёр Роберт Олтмен)
Главными героями фильма являются два военных хирурга, получивших назначение в один из госпиталей, расположенных у самой линии фронта. Вот только сами хирурги (в исполнении Дональда Сазерленда и Тома Скеррита) не спешат подчиняться военной дисциплине. Напротив, врачи самым неподобающим образом вносят в жизнь госпиталя настоящую анархию. Впрочем, "беспредел" этот получается весьма забавным.
По всем предварительным раскладам, "МЭШ" должен был стать второсортной комедией без особых шансов на широкий зрительский успех. Причём с такими прогнозами в общем и целом были согласны все создатели проекта, начиная от Ричарда Хукера, автора романа, по которому был написан сценарий, и заканчивая исполнителями основных ролей.
Роберт Олтмен. Скриншот: YouTube-канал "Киноклуб №40"
Однако фильм стал культовым практически сразу после выхода на экраны - и, безусловно, ключевую роль в этом сыграл режиссёр Роберт Олтмен. Один из тех американских режиссёров, кого без всякого преувеличения и иронии называют классиком мирового кинематографа.
Если попытаться предельно кратко охарактеризовать фильм "Военно-полевой госпиталь", то это своего рода картина в стиле Эльдара Рязанова, только на американский манер. А сам Роберт Олтмен - это тоже "американский Рязанов", с той поправкой, что голливудский режиссёр любил провоцировать публику и обладал куда менее интеллигентным и куда более чёрным юмором.