В новогодней киносказке очаровательны все - от детей и Снегурочки до Бабы-яги и дикого кота
В знаменитой советской киносказке "Новогодние приключения Маши и Вити" очаровательны решительно все - от детей и Снегурочки до Бабы-яги и дикого кота.
Фильм Игоря Усова и Геннадия Казанского "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975), снискавший огромный успех после премьеры, остаётся актуальным до сих пор, хотя прошло уже почти полвека.
Компоненты успеха сказочной истории о том, как злой Кощей Бессмертный похитил Снегурочку (под угрозой Новый год!), а пионеры из Ленинграда Маша и Витя отправились в сказку выручать внучку Деда Мороза, вполне стандартные для классических отечественных лент. Качественные песни, очаровательные дети в главных ролях, грамотно подобранный "взрослый" актёрский состав, общая атмосфера праздника.
Однако в "Приключениях Маши и Вити" все эти составляющие сошлись каким-то уж особенно волшебным образом.
Несостоявшиеся карьеры юных кинозвёзд
Песни композитора Геннадия Гладкова на стихи Владимира Лугового в киносказке действительно первоклассные. Но всё-таки главная заслуга в успехе картины принадлежит актёрам. Образы Маши и Вити воплотили обычные ленинградские школьники Наташа Симонова и Юра Нахратов.
Для девочки роль стала дебютом в кино, а решающим фактором при её утверждении стала непосредственность в исполнении песни во время кинопроб. Проект изначально планировался как музыкальный, а потому это качество Наташи выглядело как дополнительное преимущество. Но вот ирония кинопроизводства - из актёрского состава "Новогодних приключений Маши и Вити" не довелось спеть своими голосами только Кощею и двум главным героям.
Что касается Юры, то ранее он уже эпизодически появлялся в нескольких фильмах. Роль отличника и скептически настроенного ко всему сказочному школьника Вити сделала Юру настоящей детской кинозвездой. Однако ни он, ни Наташа свою дальнейшую жизнь с кинематографом не связали. Нахратов в полном соответствии с кинобиографией увлёкся точными науками, занимался разработкой компьютеров. Наташа Симонова сначала намеревалась пойти по актёрской стезе. Но вскоре после поступления в театральный вуз перевелась на философский факультет, впоследствии став преподавателем.
В равной мере очаровательные – Снегурочка и Баба-яга
Не меньший вклад в успех новогодней сказки внесли взрослые актёры, для некоторых из которых фильм стал наивысшим успехом, для других – лишь стартом в карьере.
Среди женских персонажей наибольшее внимание привлекают две героини. Одна из них – Снегурочка в исполнении Ирины Борисовой. Юная артистка-любительница (параллельно со съёмками училась на юридическом факультете) обладала едва ли не самой очаровательной внешностью в отечественном кинематографе 1970-х. Но роль Снегурочки стала для Борисовой последней крупной работой в кино. К моменту окончания юрфака девушка решила связать свою жизнь с основной профессией, к тому уже создала семью.
Но если с популярностью Снегурочки всё понятно, то вот любовь зрителей к Бабе-яге из этого фильма кажется удивительной. Однако стоит увидеть этого отрицательного персонажа в исполнении актрисы Валентины Кособуцкой, как всё становится понятно: после классической Бабы-яги, созданной Георгием Милляром в сказках Александра Роу, это лучшая версия "костяной ноги". Выдающаяся характерная актриса, Кособуцкая сыграла свою героиню виртуозно. Правда, помимо заметной роли в фильме "Труффальдино из Бергамо", других ярких киноработ у артистки не случилось.
Как начинался звёздный час Михаила Боярского
Сыгравший в этом фильме дикого кота Матвея, одного из сподручных Кощея, Михаил Боярский впервые предстал на экране в своём фирменном музыкально-героическом амплуа. Принято считать, что именно успех этого фильма, куда будущего д'Артаньяна якобы пристроил его дядя, сыгравший Кощея актёр Николай Боярский, принёс Михаилу первую славу и стал "двигателем" его дальнейшей карьеры.
На самом деле такая версия не совсем верна. Во-первых, Боярский попал на съёмочную площадку действительно по протекции, вот только не дяди, а актёра Георгия Штиля, близкого друга артиста Александра Боярского, старшего брата Михаила. Именно Штиль порекомендовал на роль Матвея молодого знакомого – мол, благодаря чёрным усам тот похож на кота.
Во-вторых, роль в вышедшем на экране в конце 1975 года фильме действительно стала интересной работой Боярского-младшего. Вот только к тому времени он либо уже снялся, либо снимался в нескольких заметных картинах. В мае 1976-го состоялась премьера телефильма "Старший сын", в котором у Боярского была одна из ведущих ролей. К осени того же года был готов к иностранной премьере мюзикл "Мама", где Боярский составил блестящий дуэт с Людмилой Гурченко.
Так что говорить, будто дикий кот Матвей запустил карьеру Михаила Боярского, неверно - просто именно в тот момент и начался звёздный период творчества знаменитого артиста.