"У нас очень много денег!" Сколько получил Чубайс и почему он провалил работу - расследование
Расследование об институтах развития с, казалось бы, ничем не примечательным названием стало "информационной бомбой". Журналисты показали, сколько денег за 15 лет получили госкомпании, не забыв и про Роснано Анатолия Чубайса. А затем авторы расследования указали потери институтов развития и напомнили о скандальных заявлениях. "У нас очень много денег!" - говорил Чубайс. А после Счётная палата исправляла ошибки.
Расследование выпустила деловая газета "Ведомости", отметив, что в течение 15 лет инновационные институты развития получили огромные суммы денег для достижения главной цели - собственно, развития инноваций. Однако на деле получилось плохо.
С 2006 года из бюджета таким госкомпаниям выделили 3,6 триллиона рублей. В том числе "Сколково" передали 965 миллиардов рублей, ВЭБ.РФ вместе с другими банками - 2,1 триллиона рублей. Региональным и прочим институтам развития - порядка 560 миллиардов рублей. Помимо прямого бюджетирования были и гарантии по кредитам и займам. Например, с 2010 года Роснано получило гарантий на 239 миллиардов рублей. Казалось бы, всё на пользу. Однако те же "роснановцы" Анатолия Чубайса то и дело попадали в скандалы. И не последнюю роль здесь играл сам Чубайс. В 2016 году на частной вечеринке с сотрудниками Роснано он заявил:
"У нас очень много денег. Их просто вот совсем много… Значит, [всем] вторую премию".
А затем, как напоминают "Ведомости", из докладов Счётной палаты стало ясно, что "много денег" не означает эффективную работу. Среди типичных примеров нецелевого расходования средств называют размещение денег на депозитах, экспорт денег вместо импорта технологий, необоснованно высокие оклады топ-менеджеров и так далее.
Кстати, притом что топ-менеджеры госкомпаний получали гигантские оклады, учёные, которыми должны были заниматься институты развития, могли рассчитывать лишь на зарплату в рамках майских указов. Но и здесь оказалось, что оклад учёного - понятие относительное и усреднённое. Многие получают гораздо меньше, чем им гарантировано законом.