"Тегеран-43" - фильм, в котором главную роль сыграл не Ален Делон и даже не человек
"Тегеран-43" - знаменитый фильм, в котором главную роль сыграл не Ален Делон и даже не человек. Очередное чудо кинематографа: как два города местами поменялись.
Картина советских режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова "Тегеран-43" (о другом известном фильме этого творческого дуэта, драме "Бег", читайте в рубрике Царьграда "Киномарафон") примечательна сразу по нескольким причинам.
В первую очередь об отечественной ленте, вышедшей на экраны в 1981 году, вспоминают в связи с участием в ней звезды мирового кино и кумира женской части населения планеты Алена Делона. Да, французский актёр не только в европейских фильмах про Зорро снимался, но и в советском кино трудился. Причём, по отзывам съёмочной группы, работал на совесть, без каких-либо капризов и признаков звёздной болезни.
Интересен фильм "Тегеран-43" и сам по себе - как удачное сочетание истории любви и шпионского детектива. Разделённое на две эпохи, 1943 год и 1970-е, повествование неразрывно соединено судьбами главных героев. А персонажи, в свою очередь, связаны с попыткой нацистской разведки организовать убийство лидеров стран антигитлеровской коалиции (Сталина, Рузвельта, Черчилля) во время их встречи в Иране.
Съёмки кино - занятие опасное
Одной из особенностей "Тегерана-43" стала широкая география разворачивающихся событий. Сценарий картины подразумевал необходимость съёмок в столицах трёх стран - СССР, Франции и Ирана. И если с Москвой и Парижем у создателей советско-франко-швейцарского фильма проблем не возникло, то вот с Тегераном всё оказалось куда сложнее.
Картина снималась в 1979-80-х годах, к тому моменту в Иране только что состоялась исламская революция. К власти в стране пришли силы, враждебно настроенные по отношению к Советскому Союзу. А уж после того, как СССР ввёл в соседний Афганистан войска, отправляться в иранскую столицу для отечественных кинематографистов было сродни самоубийству. Но и вычеркнуть город из проекта было невозможно: на нём как месте действия держалась главная интрига. Не случайно Тегеран вынесен в название картины.
Один город в роли другого города
Решение было найдено на юге страны, в столице советского Азербайджана. С одной стороны, выбор Баку в качестве "дублёра" Тегеране объясним. В обоих случаях речь идёт о древних городах, где сохранилось не только множество средневековых построек, колоритных восточных улочек и двориков, но и мусульманских мечетей. Улочки и дворики действительно пришлись кстати - в фильме они появляются во всей своей аутентичной красе с естественной поправкой на смену вывесок и удаление из кадров наиболее вопиющих примет жизни образца 1980 года.
А вот с бакинскими мечетями художникам фильма пришлось потрудиться. Казалось бы, что сложного? В Баку древние мечети, в Тегеране древние мечети - бери да снимай. Вот только по внешнему виду исламские религиозные постройки в двух городах существенно различаются. В Баку мечети имеют полукруглые купола, а стоящие рядом минареты в архитектурном плане лаконичны, без дополнительного декора. Мечети Тегерана обладают "луковичными", слегка вытянутыми куполами, тогда как местные минареты богато украшены, их балконы хорошо видны издалека.
Выход из ситуации нашли простой: художники создали макеты тегеранских мечетей и "вписали" их в кадр. Разумеется, при близком рассмотрении "подделка" была хорошо заметна. Однако макеты никто не собирался снимать крупным планом, их размещали на заднем фоне, они "выглядывали" из-за настоящих зданий, создавая нужный пейзаж. Благодаря тому, что макеты были не просто рисунками на плоских досках, а объёмными моделями, на которые естественным образом ложился свет и падали тени, тегеранские "мечети" на бакинских улицах смотрелись как родные и помогли городу сыграть свою важную роль в фильме.