Сравнение не в пользу России: Почему Китай смог, а мы нет
Действительно ли складывается такая ситуация, что в Китае не побоялись снять всех предателей, а в России боятся? В беседе с Царьградом это прокомментировал китаевед, руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока Кирилл Котков.
В высшем военном руководстве Китая произошли большие перемены: череда арестов затронула ключевые фигуры в Центральном военном совете. Происходящее вызывает вопросы о мотивах председателя КНР Си Цзиньпина: является ли это внутренней борьбой с коррупцией или подготовкой к более масштабным событиям? Беспрецедентная волна расследований и отстранений привела к тому, что в ЦВС остались лишь председатель Си Цзиньпин и его новый заместитель Чжан Шэнминь.
Наиболее резонансными стали увольнение и задержание заместителя главы ЦВС Чжана Юси и начальника Объединённого штаба ЦВС Лю Чжэньли. Официально им предъявлены обвинения в "серьёзном нарушении партийной дисциплины и законодательства". По данным The Wall Street Journal, Юся подозревают в коррупции при продвижении по службе и передаче американской стороне данных о китайском ядерном арсенале.

Коллаж Царьграда
Действительно ли складывается такая ситуация, что в Китае не побоялись снять всех предателей (не обратив внимание на международное осуждение), а в России до сих пор боятся? Даже на Чубайса дело завели только когда он уехал из России и всё продал. Детали в беседе с Царьградом раскрыл китаевед, руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока Кирилл Котков.
На самом деле чистки в высшем эшелоне власти КНР не редкость. Это не первые случаи, когда высокопоставленные лица подвергаются опале, арестовываются со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если забежать несколько назад, то такие процессы имели место и при Мао, опала премьера Лю Шаоци в 60-е годы, когда была Культурная революция. Такое было и после Мао, арест так называемой банды четырех, то есть арест тех, кто был противником линии Дэн Сяопина. То есть периодически такие процессы в Компартии Китая имеют место. Там, по всей вероятности, есть тоже различные течения, которые по-разному смотрят на происходящее в стране и в высших эшелонах власти. И между ними идёт борьба,
- отметил эксперт.
Для обсуждения подобных вопросов необходимо обладать доступом к китайским политическим кругам, пояснил Котков. Поскольку мы не имеем такой возможности, наши оценки основываются исключительно на доступных фактах. Вероятно, это обычное соперничество внутри правящей верхушки, которое наблюдается и в других государствах. В качестве примера Котков привёл Южную Корею:
Назовите мне того южнокорейского президента, который не был бы привлечен к уголовной ответственности либо после того, как закончился срок его пребывания на посту, либо прямо во время, как это случилось с президентом Юн Сук Йолем, который решил объявить военное положение, только он забыл, что сейчас не времена Пак Чонг Ки и не времена генерала Чондухвана. Сейчас такие номера в Южной Корее не проходят. То есть подобное имеет место во многих странах. И в данном случае Китай не является исключением.

Коллаж Царьграда
В этой связи китаевед вспомнил историю с Михаилом Тухачвским. Тот не был сторонником Сталина. Он, как и многие другие, был выдвиженцем Троцкого и имел иное видение развития Советского Союза. Заговор Тухачевского был раскрыт Сталиным, и все участники понесли суровое наказание, получив высшую меру наказания.
Здесь необходимо понимать принципиальную разницу между тем, что происходит в Китае, и тем, что происходит в России, указал Котков. Он также привёл пример из фольклора.
Так, в песнях царь Иван Грозный - это положительный персонаж. Для Ивана Васильевича не имело значения, кто совершил злодеяние: родовитый боярин, служилый дворянин или простой крестьянин. Любой, преступивший закон, должен был нести равную ответственность. Именно поэтому в сознании людей Иван Грозный запечатлелся как строгий, но одинаково справедливый правитель. За эту справедливость его и ценили. И Сталина до сих пор почитают за то же самое, объяснил Котков.
В России ситуация кардинально иная. Китайский народ уверен, что рано или поздно того или иного казнокрада и мздоимца задержат и осудят. В России всё обстоит иначе.
У нас экономические реформы Гайдара-Чубайса 90-х могли создать только режим периферийного компрадорского капитализма. А поскольку эти люди являются неотъемлемой частью созданной ими же системы, их нельзя убрать. Им можно позволить уехать за границу, но убрать их нельзя, там не сдают своих. В результате отсюда происходит очень низкое доверие нашего народа к собственной власти. Люди прекрасно понимают, что в основу этого политического строя, пришедшего к власти в 1991 году, положена несправедливость,
- подчеркнул эксперт.
Здесь сравнивать с Китаем нельзя, считает Котков. "Дэн Сяопин и его наследники не создавали периферийный компрадорский капитализм". "У нас создан именно периферийный компрадорский капитализм. Отсюда все эти странности войны на Украине".
Как Ключевский, историк наш, писал о романовской России 18-19 веков: в народе крепнет убеждение, что в основе государственного строя страны лежит несправедливость. Вот то же самое ровно происходит и сейчас,
- резюмировал Котков.