Смерть президента Раиси: Сигнал для России и просчёт врагов Ирана
Иран официально объявил, что президент страны Ибрахим Раиси погиб в авиакатастрофе. Востоковеды не исключают, что его смерть может быть использована как рычаг для дестабилизации региона. Опрошенные Царьградом эксперты считают, что мученическая смерть президента Ирана Ибрахима Раиси и его сопровождающих могла быть случайностью или же убийством, терактом. И если подтвердится вторая версия, то смерть президента Раиси может стать сигналом для России и большим просчётом врагов Ирана.
Утром 20 мая власти Ирана официально подтвердили гибель президента страны Ибрахима Раиси. Его вертолёт потерпел крушение в провинции Восточный Азербайджан. На борту также находился министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян. Никто не выжил.
Начальник Генштаба ВС Ирана поручил комиссии расследовать причины крушения вертолёта Раиси. Среди предполагаемых версий уже есть теракт. Ряд экспертов считают крушение "заказным". Есть эксперты, которые полагают, что технически слишком сложно организовать такой теракт, тем более против президента Ирана. При всём желании вертолёт можно было сбить ракетой, но как в таком случае узнать маршрут?
В неисправность слабо верится
Журналист-международник Абасс Джума отметил, что в этой ситуации хочется избежать конспирологии и не забегать вперёд следствия. Рассматривают и версию теракта, и диверсию, и погоду, и неисправность. Версия с неисправностью не очень устойчивая: обслуживание вертолётов, особенно первых лиц, - дело крайне серьёзное, к чему иранцы относятся щепетильно и всё перепроверяют.
Люди, с которыми удалось пообщаться, в основном склоняются к версии убийства. Обвиняют израильских агентов, которые чувствуют себя в Азербайджане как дома. Но иранцы - умные люди и политически очень зрелая нация. Тут ничего не заявляют раньше времени, аккуратно относятся к любому заявлению. Пока не будет точно понятно, в чём причина инцидента, мы не услышим никаких официальных заявлений,
- подчеркнул Джума в эфире Первого канала.
Один из главных вопросов, который беспокоит конспирологов, почему вертолёт с президентом потерпел крушение во время довольно жаркой фазы противостояния Ирана с Израилем? Это можно анализировать бесконечно. Хотя отношения Ирана с западными странами настолько сложны, что американские сенаторы начали оправдываться ещё до того, как было найдено место крушения.
В западной прессе появились первые сообщения о смерти Ибрахима Раиси за несколько часов до того, как было обнаружено место падения вертолёта и тела погибших.
Главный риск
В свою очередь тюрколог Владимир Аватков обратил внимание, что для иранской системы, как и для любой другой, гибель президента - это непростое и стрессовое событие. По его словам, смерть высокопоставленных иранских деятелей, включая президента Раиси, может быть использована как рычаг для дальнейшей дестабилизации региона.
Главный риск для Ирана связан с возможной реакцией протестно настроенных масс, которые могут воспринять уход из жизни президента как сигнал к действию. Крайне важно, чтобы политические последствия гибели консервативного лидера исламской республики не нанесли сильного удара по российско-иранским отношениям, которые укрепились в последние годы,
- отметил Аватков.
Востоковед Саид Гафуров в беседе с Царьградом отметил, что гибель Раиси - большая трагедия. Но это вряд ли нанесёт удар по иранской политической системе.
Иран, действительно, может выйти из этой ситуации сильнее, но это большая потеря. Цинично об этом говорить, но я думаю, что произойдёт сплочение нации. Впрочем, оппозиция, финансируемая Западом, наверняка захочет воспользоваться этим для повышения собственной активности,
- считает Гафуров.
При этом Раиси был выдающимся человеком, который выступал за сближение с Россией и жёсткую линию в отношениях с Западом. Он боролся с бедностью в стране и с коррупцией.
Сигнал врагам
Авиакатастрофы случаются. Даже с главами государств. В том числе и не по чьей-то злой воле, напомнил политический обозреватель Царьграда Андрей Перла.
Достаточно вспомнить гибель польского президента при попытке посадить самолёт в Смоленске. Вероятность случайной катастрофы, когда речь идёт о главе великой региональной державы, какой является Иран, очень мала, но такая вероятность существует, - отметил политолог. - У Ирана есть враги. Не вообще - а прямо сейчас и прямо в регионе. В частности, безумие израильской политики, израильская истерика достигли сейчас именно такой стадии, что всё возможно. Недавний обмен ударами Израиля и Ирана делает истерические теракты высоко вероятными. Тем более что Израиль свою войну в Газе и в Ливане проигрывает. Ещё в регионе есть ИГИЛ* - а ИГИЛ*, как мы хорошо знаем, в том числе и на собственном опыте, является инструментом США и только США. США фактически ведут против Ирана необъявленную войну.
Для подозрений в адрес США и Израиля аргументов немало. Но есть и другие нюансы, которые стоит учесть. Андрей Перла подчёркивает, что гибель президента Ирана не приведёт к изменению политики Ирана ни на одном направлении.
Если речь идёт о теракте - намеренном убийстве президента Раиси, то враги сильно просчитались.
Даже если завтра начнётся предвыборная кампания, Иран останется врагом США, Израиля, союзником России и Китая. Сотрудничество с Азербайджаном тоже прервано не будет, - пояснил свою точку зрения эксперт. - Иран - очень стабильная система. Стабилизует её теократическое руководство. А также Корпус стражей исламской революции (КСИР). Гибель Раиси будет очень серьёзным ударом по Ирану - но для врагов Ирана ничего не изменится. Поскольку в США и Израиле у власти циничные мерзавцы, но не идиоты, там этого не могут не понимать. Более того, не могут не понимать, что гибель Раиси приведёт не к изменению политики Ирана, а к её ужесточению. Вряд ли это им выгодно...
"У нас длинные руки"
Политолог Дмитрий Родионов полагает, что произошедшее с президентом Раиси "станет достаточно серьёзной встряской в иранском руководстве".
Тем более на фоне всей общей турбулентности, которая сейчас творится на Ближнем Востоке. Эта встряска была бы крайне неприятна, - пояснил эксперт в беседе с Царьградом. - В Иране правит режим аятолл, а президент – это всё-таки просто формальная высшая исполнительная должность. Это не приведёт к катастрофическим последствиям для Тегерана. И не привело бы так или иначе. Они просто изберут другого президента. Он достаточно серьёзная фигура, но это не та фигура, без которой вся конструкция просто обрушится.
Эксперт поясняет: если это дело иностранных спецслужб, "то задача была не столько убить Раиси, сколько послать сигнал: мол, у нас длинные руки".
Сигнал для России
Как отмечает журналист Царьграда Илья Головнёв в своей публикации для "Первого русского", подобного рода происшествие с президентом фактически воюющей страны невозможно рассматривать как случайность.
Международная напряжённость достигла предельного накала. В ответ на объявление Кремлём учений с применением ядерного оружия глобалистские элиты перешли к прямому террору против всех, кто поддерживает Россию. Это именно террор - тактика запугивания. И сигнал нашей стране,
- подчеркнул он.
Гибель президента Ирана и министра иностранных дел в авиакатастрофе является трагедией, потрясшей всю мировую общественность, отметил журналист-международник Тимур Шафир. Эти видные политические деятели оставили значительный след в истории Ирана и его международных связей.
По его словам, несмотря на трагическую утрату, система государственной власти Ирана обладает достаточной разветвлённостью и устойчивостью, чтобы справиться с последствиями этой трагедии.
Иранское государственное управление состоит из множества уровней и институтов, которые обеспечивают непрерывность и стабильность внешней и внутренней политики. Сложившаяся структура власти и позволяет надеяться, что произошедшее не окажет коренного влияния на ситуацию в регионе Ближнего Востока и на глобальные планы Ирана и его партнёров по развитию многополярного мира.
Иран продолжит двигаться по пути укрепления своей безопасности и суверенитета, что является важной составляющей его государственной политики. Произошедшая трагедия не должна стать препятствием на пути реализации этих целей. Партнёры Ирана, в числе которых Россия занимает одну из лидирующих ролей, поддержат республику в этот трудный момент и будут совместно способствовать сохранению стабильности в регионе,
- резюмировал Шафир.