Сюртуки, усы, кареты. Сериал "Фандорин" мог бы стать оскорблением, но недотянул
Проект "Фандорин. Азазель" стал первой крупной сериальной новинкой 2023-го. Почему от высокобюджетного сериала, интригующего сюжетом, ждали большего, чем просто сюртуки и усы?
Платформа "Кинопоиск" выпустила для своих подписчиков сериал "Фандорин. Азазель" - новая версия первого произведения из серии романов Бориса Акунина о сыщике Эрасте Петровиче Фандорине.
"Фандорин" образца 2023 года - это не экранизация романа, а "фантазия по мотивам": главный герой живёт не в конце XIX столетия, а в наше время, в 2023-м, но в альтернативной исторической реальности, где 1917 год прошёл без революций. Монархия сохранилась, а передовые технологии сочетаются со старомодными сюртуками и нарочито стилизованной под позапрошлое столетие русской речью.
В новости Царьграда с анонсом нового "Фандорина" выражалось как любопытство относительно интересного сюжетного хода авторов проекта, так и опасение - не станет ли "фокус с историей" уступкой современному зрителю, которому всё труднее воспринимать любой сюжет без узнаваемых признаков современности.
Опасения оправдались - это выстрел вхолостую. Не будем останавливаться на технических, сюжетных подробностях и актёрском составе. Создатели проекта искали возможность удивить зрителя, что нелегко в случае, когда произведение было уже не только прочитано, но и экранизация посмотрена (первая была в 2002 году). Изменена собственно детективная линия, в неё добавлены элементы триллера - не всегда удачно, но в целом адекватно.
Сумбурная актёрская игра не ставит под сомнение наличие таланта и профнавыков исполнителей - современные продюсеры требуют от артистов акцентированной, словно на школьных утренниках, подачи. То ли сами продюсеры уже не в состоянии воспринимать полутона в актёрской игре, то ли они сомневаются в способности к этому зрителей - вопрос для отдельной беседы на тему "На кого рассчитано современное отечественное кино?".
Главная проблема свежей версии "Азазеля" не в деталях. Беда в том, что это произведение ни о чём. Есть такое понятие - "постмодерн", предельно выполосканное и затасканное. Суть постмодерна - форма гораздо важнее содержания, произведения создаются не ради мысли, а для "чего-то новенького".
В этом принципиальная разница постмодерна с классическим искусством, создающим произведения, которые можно воспроизводить с новыми смыслами. Традиционно в шекспировском "Гамлете" ключевым монологом для понимания персонажа считается "Быть или не быть…". Но Гамлет Смоктуновского в фильме 1964 года другой - его суть выражается словами "Вы можете расстроить меня [как музыкальный инструмент] - но играть на мне нельзя". А Гамлет Камбербэтча в спектакле 2015 года определяется монологом "Какое чудо природы человек…".
"Фандорин. Азазель" - типичный постмодерн. Авторы нашли удачную придумку с альтернативной историей, но на этом всё и закончилось. Сериал пытается быть актуальным, но из-за отсутствия глубокого смысла в первоисточнике (обычное, пусть и качественное, детективное ретро-чтиво) и собственных мыслей не получается.
Проект создавался ещё до СВО и напичкан типичными либеральными "фишками". Есть полунамёки на то, что Церковь не такая святая, как должна быть, что она срослась с государством, что внешняя общественная благопристойность скрывает множество пороков, но это так беззубо и так не ново, что даже на критику не тянет.
Присутствует ирония относительно монархии и монарха - устаревшая форма правления, сусальная позолота на ветхом троне, фанфары и парады. Однако нет серьёзных попыток сказать что-то за или против монархии как пути развития. Всё ограничивается карикатурным персонажем Николая III (по скудости фантазии сделали похожим на Государя Николая II), который смотрится абсурдно в интерьерах Зимнего дворца.
Сериал "Фандорин. Азазель" невозможно воспринимать всерьёз, в нём нет никакого высказывания. Рискнём предположить, что проект будет безразличен как приверженцам традиционных взглядов и вкусов, так и "либеральной общественности". "Фандорин" никого не восхищает и не провоцирует - это попытка придать новизну известному сюжету. Одноразовый просмотр с нулевым послевкусием.