Секрет успеха фильма "Человек с бульвара Капуцинов" - красочные декорации и эффектные трюки
К числу секретов успеха фильма Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" относятся не только интересный сценарий и классный актёрский состав, но и красочные декорации в сочетании с эффектными трюками.
Приключенческий фильм Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" (1987) снят в столь необычном для советского кино жанре, что был обречён на обилие занятных особенностей. Правда, зачастую они были совершенно не обязательными - вроде ошибки в названии картины или целого ряда исторических ляпов в содержании киноленты.
Но сами съёмки редкого отечественного вестерна были связаны с различными уникальными обстоятельствами. О некоторых из них - наш сегодняшний рассказ.
Где снимать Дикий Запад? Разумеется, у Чёрного моря
Географическое понятие "Дикий Запад" настолько разнообразно, что включает в себя практически любой пейзаж, любые природные условия. Степь, пустыня, лиственные леса, тайга, скалистые горы, поросший мексиканскими кактусами ландшафт и заснеженные просторы Аляски - всё это Дикий Запад.
Соответственно, и советские киношники могли снимать вестерн в любой части нашей страны. Разве что обилие берёзок в кадре было нежелательным - слишком по-русски выглядело. Алла Сурикова решила, что для её версии Дикого Запада лучше всего подходят внутренние районы Крыма - маловодные, гористые, со скудной серой растительностью. Правда, эти панорамные кадры присутствуют лишь в начале и в конце фильма, когда популяризатор кинематографа мистер Фёст (в исполнении Андрея Миронова) приезжает в городок Санта-Каролина и покидает его. Данные сцены были сняты в окрестностях села Белая Скала Белогорского района.
А вот основное время натурных съёмок кинематографисты предпочли провести поближе к морскому побережью и пляжам - декораторы киностудии "Мосфильм" возвели муляж типичного "дико-западного" города близ Тихой бухты, расположенной между Феодосией и Коктебелем. Кстати, относительно недалеко от этого места, около 35 километров по прямой, снимался один из первых фильмов Андрея Миронова - замечательная романтическая комедия "Три плюс два"(1963).
Милый городок Санта-Каролина
Впрочем, Чёрное море осталось за кадром картины "Человек с бульвара Капуцинов". Зато построенный городок Санта-Каролина смело можно считать одним из главных героев фильма, настолько часто зритель наблюдает эти декорации. Художники киноленты постарались на славу: "горожанам" достались не только жилые дома и салун, где по сюжету происходят основные интерьерные сцены (на самом деле их, разумеется, снимали уже в Москве), но и вся "инфраструктура" - банк, аптека, магазин.
Городок действительно получился на славу, как настоящий, со вниманием к деталям. Сегодня такие декорации имели бы большие шансы по окончании съёмочного процесса превратиться в тематический парк. Нечто подобное предложил в 1986 году чиновникам от кино и коллектив Аллы Суриковой, но времена были другие. В итоге оказавшийся ненужным город Санта-Каролина банально сожгли.
Для вестерна каскадёров много не бывает
Помимо осязаемого колорита Дикого Запада ещё одним козырем фильма "Человек с бульвара Капуцинов" стало обилие каскадёрских трюков и драк. Именно постоянное действие (выражаясь современными категориями - экшен) должно было, по замыслу режиссёра, оттенять другие сюжетные линии. Во-первых, любовную, между мистером Фёстом и местной красоткой Дианой (Александра Яковлева, в титрах фильма значившаяся под фамилией своего третьего мужа - Аасмяэ). Во-вторых, философскую - миссия Фёста принести в эти дикие места вместе с кинематографом "разумное, доброе, вечное".
Каскадёры также могут считаться соавторами ленты. Им приходилось в буквальном смысле работать "за двоих", ведь исполнителей для массовых сцен не хватало чисто арифметически. Поэтому, например, трюковые элементы в эпизодах схваток между ковбоями и индейцами снимали по очереди. Сначала отрабатывали моменты с ковбоями, затем эти же каскадёры переодевались в индейцев и снимались уже в качестве противников самих себя. Обильный грим и умелый выбор ракурса съёмки позволили скрыть от зрителя то, что ковбои и индейцы подозрительно похожи друг на друга.
В некоторых же сценах сразу нескольким специалистам по трюкам приходилось дублировать одного персонажа. В эпизоде нападения индейского племени на город жена вождя (Наталья Фатеева) отважно забирается на крышу здания. Для этого эффектного трюка понадобилось четверо каскадёров. Первый взбегал на отвесную стену, держась за шест; второй бежал по крыше; третий спускался со здания на канате, а четвёртый спрыгивал на лошадь.