Природа не будет долго ждать: Как заброшенный завод может превратиться в "экологическую бомбу" для Сибири
Заслуженный профессор МГУ, вице-президент Российской академии естественных наук, эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян в беседе с Царьградом подтвердил опасения главы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светланы Радионовой о том, что заброшенный химзавод в Иркутской области представляет для России угрозу экологической катастрофы.
По словам Петросяна, постановка вопроса совершенно справедливая. Но насчёт ущерба, сравнимого с Чернобылем, эксперт усомнился.
"Я не знаю, как насчёт Чернобыля, конечно. Для этого нужно было бы произвести сравнительные оценки по тому ущербу, который оказывал Чернобыль в течение полугода, пока не установили купол над взорвавшимся реактором. И полгода летели все радиоактивные изотопы, раздуваемые ветрами в разные стороны, от Атлантики до Урала. Но то, что касается завода в Усолье-Сибирском, это знаменитый завод, который производил много базовых неорганических химических веществ, к каким относится ртуть элементная, металлическая. Относится хлор молекулярный", - отмечает Петросян.
По его словам, когда неорганические соли, образующиеся в результате процессов на заводе, попадают в природные водоёмы, независимо от того, реки это, моря или озёра, океаны, в водных экосистемах содержатся так называемые литирующие агенты, и столкновение солей с ними приводит к образованию высокотоксичной метилортути.
"Метилортуть, попадая через морепродукты, рыбу, креветки, моллюски и так далее в организм человека, вызывает до сих пор серьёзнейшие поражения мозга человека. Две болезни возникают. Одна - так называемая болезнь Миномата. Впервые эта болезнь наблюдалась 65 лет назад в заливе Миномата в Японии, когда тысячи японцев были поражены. И вторая болезнь, широко известная во всём мире, - болезнь Альцгеймера. Я более 20 лет назад писал про загрязнение окружающей среды ртутью. И призывал везде в мире прекратить контакт человека с ртутью. Так же как прекратить контакт человека с хлором, потому что хлор - известное со времён Первой мировой войны боевое отравляющее вещество, которым Германия убивала российских солдат и офицеров на фронтах Первой мировой", - отмечает Петросян.
Он добавляет, что уже двух таких реагентов, как ртуть и хлор, достаточно для того, чтобы рассматривать завод в Усолье как источник экологической катастрофы.
"Но я помню, что в Усолье-Сибирском производили ещё в больших количествах хлоргидрины - это то, из чего делается тосол, эта высокотоксичная жидкость для охлаждения двигателей автомобилей и других движущихся средств, также использующаяся в батареях сельских домов для отопления. Там обязательно должна быть исключительная герметичность для того, чтобы этот тосол не проникал сквозь какие-то плохие пайки или сквозь какие-то дыры неожиданно, которые могли бы образоваться в батарее, для того чтобы не перетравить жителей этого дома. Поэтому этот, по крайней мере, один органический продукт, о котором я знаю и помню, производившийся там, он тоже, естественно, не подарок ни для окружающей среды, ни тем более для человека, животных и растений", - предупредил эксперт.
Он выразил опасения, что если такой гигантский завод, производивший высокотоксичные вещества, кто-то бросил бесхозяйственно на усмотрение природы, то природа "не будет долго ждать".
"Природа очень быстро разрушит все ёмкости, в которых хранился хлоргидрин, в которых хранилась ртуть, даже баллоны, в которых под давлением хранится хлор. Это всё источники чрезвычайной опасности. Поэтому я, конечно, могу присоединиться к нашему руководителю Росприроднадзора России в её тревоге. Но насчёт Чернобыля я уже сказал. Чтобы проводить аналогию с Чернобылем, нужно сделать количественный анализ", - подчеркнул Петросян.
Профессор добавил, что эти продукты химической промышленности нужно использовать.
"Для этого необходимо послать команду экспертов, которые оценили бы состояние этих веществ, этих продуктов, в каких они находятся ёмкостях, с тем чтобы создать комиссию, экономическую, и под надзором профессионалов-химиков. Они уже посмотрят на все эти запасы веществ, которые там остались, и могут выйти просто на рынок и продать это всем заинтересованным людям. А завод… на него тоже нужно посмотреть экспертам, это же очень старый завод, я никогда на нём не был, но я предполагаю, что оборудование на нём должно быть более чем изношенным. И, может быть, его стоит уже вообще закрыть и, как говорится, пустить на металлолом", - предположил Петросян