Поток жалоб растет: в свердловской ГИБДД назвали самокаты транспортом повышенной опасности
Но подсчитать количество ДТП с электросамокатами почти невозможно
Май всегда связан с ростом количества аварий с участием велосипедов и мотоциклов. В этом году произошло 17 ДТП с участием байкеров. В них погибли четыре человека, еще 16 человек получили ранения. То есть, не было ни одной аварии без пострадавших. В десяти ДТП с участием велосипедов зафиксирован один погибший, девять человек получили травмы разной тяжести. Снова — ни одного ЧП без пострадавших. Такие данные привел замначальника УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Дмитрий Панфилов.
Настоящей проблемой становятся и самокаты, которые разбросаны по всему Екатеринбургу. Но подсчитать количество ДТП с участием последних почти невозможно, потому столкновение пешехода и человека на самокате считается столкновением двух пешеходов. Самокат не относится к разряду транспортных средств, которые регистрируются в ГИБДД, а потому и происшествия с их участием не фиксируют в Госавтоинспекции. Между тем, судя по тому, что прокат электросамокатов стал уже привычным явлением в Екатеринбурге, количество подобных происшествий будет постоянно увеличиваться.
Начало вело-мото сезона ознаменовалось ростом количества жалоб в мэрию, — рассказал заместитель председателя постоянной комиссии гордумы по безопасности жизнедеятельности населения Тимофей Жуков. — Пешеходы жалуются на велосипедистов и самокатчиков, которые не дают прохода. Велосипедисты пишут жалобы на пешеходов, которые не глядя по сторонам ходят по тротуарам, да еще и любят прогуляться по велодорожкам.
В случаях с самокатами, виновники происшествий далеко не всегда готовы помочь своей жертве. Очень часто они просто скрываются с места происшествия. Между тем, электросамокат или велосипед, который движется со скоростью 25 километров в час, может насмерть сбить ребенка. А скорости в 40 км/ч достаточно, чтобы убить взрослого.
Самокат уже можно рассматривать как транспорт повышенной опасности, но пока это не регулируется законом,
— рассказал Дмитрий Панфилов.
По мнению председателя межрегиональной общественной организации «Вело-Город» Константина Мочалова, примирить всех, кто ходит и ездит по дорогам и тротуарам может только законодательное регулирование. Ну действительно, нормальные пешеходы в трезвом уме и твердой памяти не переходят дорогу на красный свет, не гуляют по проезжей части, а автомобилисты пропускают тех же пешеходов на переходах. Собственно, только благодаря ПДД движение на дорогах не превратилось в хаос. Точно также примирят между собой всех участников процесса и законы «о велосипедах и самокатах». Конечно, неплохо было бы создать для этих видов транспорта и отдельные дорожки.
Велодорожки в Екатеринбурге уже появились, но пока их явно недостаточно. Плюсом к дорожкам неплохо было бы развивать и общую культуру, объяснить пешеходам, что велодорожки — не для прогулок,
— рассказывает Мочалов.
Казалось бы, отсутствие законов освобождает виновников ЧП с самокатами от ответственности. Но это не так. Отвечать за вред, нанесенный своей, пусть, невольной, жертве, все-таки придется. Даже если очень быстро убежать с места происшествия, отследить беглеца можно будет по данным проката, по записям с видеокамер. Дмитрий Панфилов рассказал, что велосипедиста, который сбил пешехода и скрылся с места происшествия правоохранители искали год, и все-таки нашли, в том числе благодаря соцсетям.
Пока собственники самокатов, сервисы шеринга, не несут ответственности за действия своих клиентов. Самое большее, что они могут сделать, это извиниться перед жертвой столкновения. Но в их силах установить, кто арендовал самокат, оказавшийся на месте ЧП и помочь найти виновника.
Получается, что навести порядок и расставить все точки над I можно будет, только если в стране появится четкая законодательная база, регламентирующая права и обязанности всех участников дорожного движения. Не менее важна и профилактика. Объяснять, как следует себя вести юным любителям быстрой езды должны родители. Между тем, самокаты сегодня входят в моду. Родители покупают их своим отпрыскам «за хорошее поведение», как когда-то скутеры. Сам процесс стал проще и дешевле. Теперь можно не покупать самокат, а просто оплатить прокат. И дети получают желанную игрушку, не задумываясь об ответственности, раз уж об этом не предупреждают родители. По сути, на улицах появились сотни, если не тысячи стремительных и беззащитных «пешеходов», которые стали угрозой как сами себе, так и встречным-поперечным.