Почему казанского убийцу не остановили заранее? Эксперт ответил на неудобный вопрос
У казанского предполагаемого убийцы была диагностирована болезнь мозга, заявили в СКР. Но было ли это показанием к госпитализации, которая могла бы спасти людей? И в целом существует ли в России принудительная психиатрическая госпитализация? Ответы на непростые и даже неудобные вопросы ищем вместе с экспертом.
О заболевании мозга, которое не даёт вести полноценные следственные действия с предполагаемым убийцей детей и сотрудников гимназии № 175 в Казани, сообщила сегодня официальный представитель СКР Светлана Петренко. Впрочем, и после публикации вчерашнего видео допроса закрались подозрения относительного здравости фигуранта. Задержанный говорил, что летом в нём начал просыпаться монстр, потому он и пошёл убивать. Впрочем, часть видевших ролик полагали, что фигурант просто играет в сумасшествие.
Царьград в беседе с экспертом пытался понять, можно ли было распознать опасность убийцы заранее? И если бы распознали, получилось бы изолировать казанца от общества и спасти тем самым детей и взрослых?
Психиатр, доктор медицинских наук, сотрудник Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаила Виноградова Михаил Ключиков в беседе с "Первым русским" подчеркнул, что принудительная госпитализация людей с психическими заболеваниями в России всё ещё существует, что бы ни думали обыватели:
"Есть статья 29а-в, опасность для себя, для окружающих, принудительная госпитализация на недобровольной основе в психиатрический стационар. То есть если человек опасен для себя или для окружающих, при вызове бригады скорой помощи и, естественно, освидетельствовании его госпитализируют", - подчеркнул эксперт.
Другой вопрос - профилактика кризисного состояния, в том числе самой психической болезни. Если у человека не было ранее диагноза, очень трудно обратить на него внимание специалистов без проявления признаков. Тут и появляются неудобные вопросы. Если казанский убийца не состоял на психиатрическом учёте, то и госпитализировать его было незачем:
"Когда мы говорим о каких-то особенностях личности в случае, если человек не состоял на учёте и не имеет диагноза, то, собственно говоря, на каком его основании-то госпитализировать? Ведь надо понимать, что ни в одной стране мира профилактика в том понимании, как профилактика, я не знаю, сахарного диабета или гипертонической болезни, не работает. Почему? Потому что мы не можем профилактировать потенциального убийцу. Допустим, даже этот казанец. Кроме того, что мы знаем его какие-то характерологические стигмы, почерпнутые из средств массовой информации - и то всё разнится, - что мы можем анализировать? Они говорят, он закладывал бомбу. Сегодня становится ясно: нет, не закладывал. Мы знаем только, что есть жертвы, всё. А кто-то был свидетелем каких-то его странных поступков, связанных с гомицидом до трагедии? (Гомицид - это агрессия, направляемая на людей.) Никто не был. А он состоял на учёте у детского психиатра ещё до совершеннолетия - в несовершеннолетнем возрасте? Нет. Он попадал в поле зрения психиатра с 18 до 19 лет включительно? Нет. Ему была выдана справка на право иметь огнестрельное оружие? Была выдана. Тогда о чём говорить?"
Вся эта серия неудобных, но логичных вопросов подводит нас к основному выводу. В целом система психиатрической помощи в России неплохая. Однако она несовершенна, как и во всём мире, добавил эксперт.
"И пока ещё нет алгоритма выявления потенциальных убийц", - резюмировал специалист.