Плодим инвалидов, губим пациентов: Доктор Мясников уверен, "главный итог года - это то, что мы ещё живы"
Фундаментальных проблем в российской медицине достаточно - с ними работать и работать, уверен доктор Александр Мясников. Однако одного желания того же министра здравоохранения исправить ошибки недостаточно, поскольку воля федерального центра, например, сталкивается с непониманием на местах, продолжает собеседник Царьграда. В результате из-за отсутствия грамотных специалистов первичного звена плодим инвалидов и губим пациентов, отмечает Мясников. Таким образом, "главный итог года - это то, что мы ещё живы". А если мы живы, значит, продолжим исправлять ошибки.
Главный врач городской клинической больницы № 71 Москвы, известнейший ТВ-доктор Александр Мясников по просьбе Царьграда в рамках нашего спецпроекта подводит итоги года в медицине. Чего не хватает? Мясников уверен: любая реформа здравоохранения - это в первую очередь обучение врачей.
"Любая реформа, если мы объявляем о ней прямо сейчас, может начаться минимум через пять лет, когда выйдут новые студенты с новыми знаниями. Я бы, понимая, что мы не можем сейчас всех врачей переучить, провёл общую жёсткую переаттестацию. Не ту, которую проходят 99 процентов врачей, а жёсткую", - отметил Александр Мясников, подчёркивая, что задумку эту получилось бы воплотить, только если лицо, принимающее решение, получит полный карт-бланш.
Мясников объяснил, что сегодня министр здравоохранения Вероника Скворцова бессильна в решении ряда вопросов, хотя и понимает, где и что надо исправлять. Именно поэтому Мясникову и не хотелось бы подводить итоги года для Министерства здравоохранения России.
"Я очень хорошо знаю Веронику Скворцову, очень хорошо знаю работу министерства. Она, на мой взгляд, в тех условиях, что имеются, хороший министр, но бессильный. Представьте, например, большой лайнер с заглохшим мотором несёт на камни, а вы спрашиваете с радиста. Ну что радист может сделать? Он может только писать указивки. Если Минздрав не может уволить, допустим, меня как главного врача, или какого-нибудь главного врача в Красном Холме, или главного врача во Владивостоке, то как можно с неё спрашивать? Она может писать методические указания. Я сам член Общественного совета при Минздраве, и меня поразило, как главе Минздрава как-то доложили, что столько-то областей сказали - четыре, насколько помню, - что просто указания сверху выполнять не будут. Что ты можешь сделать, если тебе в лицо говорят: мы не будем выполнять. И никаких инструментов нет. Потому что они подчиняются губернатору, к примеру, какой-нибудь Магаданской области. Мы можем только рекомендовать. А они могут сказать: идите вы со своими рекомендациями. Всё. Вот как в такой ситуации можно управлять?"
Без постоянного обучения врачей, их жёсткой переаттестации бесполезно повышать зарплаты и в целом вкладывать деньги в инфраструктуру, продолжает Мясников. Как минимум нужен единый подход в подготовке специалистов, и тогда мы получим колоссальную экономию людских ресурсов.
"Та же диспансеризация. Она у нас бьётся по площадям, и мы действительно выявляем огромный вал находок неясной клинической значимости, находим какие-то уплотнения, кисты. Но зачем мы делаем всем подряд УЗИ, когда у каждого второго есть узел на щитовидной железе? У каждого десятого - киста печени, у каждого пятого - киста почек, у каждого двадцатого - гемангиома. А дальше что? А дальше начинаем это лечить, оперировать. Мы оперируем эти грыжи позвоночников, плодим инвалидов. При подходе валовом мы пустим по ветру любую медицину. Поэтому пока мы не поймём, что такое cost effective – эффективный с точки зрения затрат, ничего не поменяется.
Почему нужен унифицированный подход? Потому что пока мы просто палим, сжигаем деньги и показываем федеральные центры, где мигают красивые лампочки, а усталый профессор говорит: мы сделали сложнейшую операцию. Да, мы сделали одного больного. А тысячи других, которых на элементарном уровне губят просто потому, что первичной помощи у нас нет? И у нас думают, что первичная помощь - это заплатить участковым врачам, поднять зарплату. Ну и что? Они как сейчас не знают, так точно так же не будут знать и дальше, что делать. Они должны учиться, они должны постоянно переучиваться, пересдавать экзамены, повышать квалификацию, думать, что они делают. Не просто на УЗИ тупо посылать или на анализ крови, даже не понимая, что там написано в этом анализе. Я это каждый раз вижу, мне люди пишут, приходят ко мне. Поэтому самый главный итог этого года - мы всё ещё живы. Это самое главное. А будем живы, что-нибудь придумаем", - подчеркнул Александр Мясников.
Добавим, в том же интервью мы говорили с Александром Мясниковым об абсурдности ряда требований чиновников.
Царьград подводит итоги года с известнейшими экспертами. Больше материалов в специальном разделе сайта.