От Прилепина до Иванова: Новый худрук МХАТа назвал имена невероятных писателей-традиционалистов
В передаче "Красный угол" телеканала Царьград худрук МХАТа Эдуард Бояков говорил о роли традиционалистов в русской культуре. Он уверен, что среди современных авторов есть целая плеяда невероятных писателей-традиционалистов - от Прилепина до Иванова.
Эдуард Бояков своей миссией видит беседу о традиции языком постмодернизма. Поиск форм языка происходит постоянно. Новый худрук МХАТа признается, что "это невероятный вызов".
"Мы этим будем заниматься во МХАТе, вместе с труппой. Это счастье, что есть такая возможность. Это счастье, что есть созвучие. Это счастье, что у нас на актерских этажах иконы. Не только внутри гримерок, у зеркала, знаете, как обычно бывает, ну, у некоторых актеров, а в коридоре. Стоит икона. И вот это принципы Татьяны Васильевны Дорониной. От которых я никогда не откажусь, пока я здесь. И эти иконы стояли и будут стоять. И никакой общественный совет меня не заставит их убрать. Даже если придет".
В поставленных целях Бояков видит вызов времени.
"Сможем ли мы найти яркий, состоятельный, семиотический, современный формат. Сегодня у нас была драматургическая лаборатория. И мы говорили как раз-таки об этих же проблемах. И, в общем-то, все соглашались друг с другом в том, что красные победили белых в 1917-1920 годах именно потому, что их семиотика, их символическое поле, их искусство, их художественные практики оказались намного активнее, состоятельнее, сильнее. Ну, вот, Бунину, Зайцеву и иже с ними нечем было ответить Маяковскому. Даже на уровне вот этой визуальной рекламы, скажем. На уровне плакатов, мы, консерваторы, проиграли. Это факт. Ни в коем случае нельзя повторять эту ошибку, нужно делать выводы", - продолжает гость программы "Красный угол".
Бояков полагает, что сегодня в авангарде представленных им процессов - безусловно, литература. И сейчас мы находимся на границе, где те ценности и смыслы, которые возникли на территории литературы, переходят в более визуальные, современные, но менее логоцентрические области.
"И в литературе, безусловно, у нас есть целая плеяда невероятных писателей, которые, мне кажется, очень много дают сегодня русской культуре, русской традиции, в самом высоком, в самом прекрасном, в самом таком радостном смысле. Это и, помимо Захара Прилепина, которого вы уже назвали, Алексей Варламов, это Евгений Водолазкин, Иванов, совершенно потрясающий и очень важный писатель, который обращается, с одной стороны, к истории, с другой стороны, к мифу, а с третьей стороны, к географии. Что тоже очень важно в разговоре о русском пути, русской истории. Так что в литературе таких имен, слава Богу, немало. Есть поэзия. Вот, сегодня, опять же, мы работали над текстом Анны Ревякиной, поэта из Донецка, которая написала невероятную совершенно поэму, трагедию, трагическую, называется она "Шахтерская дочь". 33 стихотворения, 33 эпизода стихотворных, так сказать, столько же, сколько и лет Христу, столько же, сколько и песен в дантовском "Аду". Поэма о девушке, которая погибает на войне, в Донецке, за Донецк. И это высокая трагедия, это высокая поэзия. Это настоящее искусство. То, что появляются эти ростки - это очевидно. То, что их очень мало, то, что сегодня, сейчас такая ситуация, что нужно эти ростки находить и начинать лелеять, что называется. Они еще не окрепли. Но, может быть, слава Богу, что у нас есть такая территория, как МХАТ. И мы сделаем все для того, чтобы здесь создать, действительно, такой цветущий сад, благоухающий".