"Морозко" - иногда искусство требует не только актёрского таланта, но крепких зубов и желудка
Отечественная киносказка "Морозко" - свидетельство того, что иногда искусство требует не только актёрского таланта, но крепких зубов и желудка.
Фильм "Морозко" (вышел на экраны в 1965 году) не только стал одной из самых популярных работ главного киносказочника СССР режиссёра Александра Роу, но и пополнил число наиболее любимых лент отечественного зрителя.
Причин успеха картины, практически мгновенно ставшей классической, можно выделить множество. Здесь и мастерство Роу, умевшего по-новому взглянуть на давно известные фольклорные сюжеты. И юное очарование непрофессиональной актрисы Натальи Седых, создавшей на экране эталонный образ русской сказочной красавицы Настеньки. И непревзойдённая Баба Яга в исполнении Георгия Милляра.
Одним из факторов непреходящей популярности "Морозко" является Марфушка - злая сводная сестра главной героини. Эту роль начинающая актриса Инна Чурикова сыграла с полной самоотдачей.
Не пожалела зубов ради искусства
Сам факт получения этой роли и самое серьёзное испытание для актрисы в ходе съёмок связаны с едой.
На момент начала работы над "Морозко" Чурикова была 21-летней студенткой театрального училища, фактически дебютанткой в кино. На её счету уже числились две роли в фильмах (один из них даже знаменитый - "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии), но это были эпизодические появления на экране. Поэтому, когда Чурикову однажды случайно увидел ассистент Роу и пригласил на пробы, юная актриса восприняла это как едва ли не главный шанс в своей ещё не начавшейся толком карьере.
Вот только шанс этот казался призрачным - ведь конкуренткой в борьбе за роль Марфушки была куда более опытная и известная исполнительница, замечательная характерная актриса Татьяна Носова. Тем более, что у неё уже был успешный опыт работы с Александром Роу в его предыдущей картине "Королевство кривых зеркал".
Казалось бы, без шансов для Чуриковой. Но во время проб артисткам предложили сыграть сцену, в которой Марфушка зубами щёлкает орехи прямо в скорлупе. И начинающая актриса принялась с таким энтузиазмом и без жалости к собственным зубам разгрызать орехи, что режиссёр понял, что нашёл нужную исполнительницу.
Случайность, злая шутка или дефицит?
Оценить крепость зубов Инны Чуриковой можно и в итоговом варианте "Морозко" - эпизод с орехами вошёл в финальный монтаж. Равно как и другая сцена, более важная для сюжета. После чудесного возвращения Настеньки из заснеженного леса (живая, здоровая, да ещё с женихом и богатым приданым) Марфушка захотела и себе подобных "бонусов". Отправившись на встречу с Морозко, девушка существенно утеплилась, запаслась едой и горячительными напитками. И принялась ждать под высокой ёлкой, попутно хрустя всяческой снедью.
Согласно первоначальному сюжету, хрустеть в кадре Чурикова должна была яблоками. Однако на съёмочной площадке в лесу за полярным кругом, в Мурманской области, вместо яблок оказался лишь репчатый лук. Именно луковицы дубль за дублем с недюжинной выдержкой и любовь к искусству и уплетала актриса.
Единого мнения о том, почему вместо яблок Чуриковой пришлось есть лук, нет. Существуют разные версии. По одной из них, дело в обычной случайности, реквизиторы перепутали или забыли продукты. По другой, кто-то из коллег решил подшутить (не слишком-то добро, честно говоря) над Чуриковой. Согласно третьему предположению, никаких случайностей и шуток не было - просто в 1964 году зимой в Мурманской области элементарно не было свежих яблок. Поэтому в качестве самой доступной и дешёвой замены выбрали лук.