"Кондиционеры, автомобили, компьютеры": Дмитриев раскрыл особенности российской бедности
Экономист, глава партнёрства "Новый экономический рост" Михаил Дмитриев, предсказавший протесты 2011 года, в эфире программы "Пронько. Экономика" объяснил, почему бедные в России не такие уж и бедные. По его словам, те, кого Росстат записывает в эту категорию, как правило, покупают смартфоны, кондиционеры, автомобили. В итоге большая часть средств уходит на проценты по кредитам - остаётся только на еду и одежду, но по факту уровень их жизни не такой низкий, как принято считать.
Дмитриев отмечает, что, по данным Росстата, число жителей России, которым хватает денег только на еду и одежду, выросло за последний год. Но, по словам эксперта, критерий не очень точен.
"Бедность в России - это гораздо более сложный феномен. В бедных семьях растёт число кондиционеров, автомобилей и компьютеров. Таким семьям может не хватать денег на одежду и еду, но только потому, что они вынуждены платить проценты по кредитам на крупные покупки, им приходится экономить. Проблема критической бедности, когда действительно нет денег на минимальный набор одежды и еду, касается меньше 1% населения. Подавляющее большинство наших бедных точно не голодает", - отмечает Дмитриев в эфире "Пронько. Экономика".
По его словам, он с другими специалистами сейчас заканчивает исследование, результаты которого будут в ближайшее время опубликованы. Но уже сейчас экономист говорит о том, что собранный материал показал: разрыв между бедными и не бедными по дорогостоящим предметам длительного пользования - от холодильников, стиральных машин, мобильных телефонов, компьютеров, автомобилей, кондиционеров и других дорогих предметов - действительно дорогих, он сокращался даже в период этого последнего кризиса, когда бедность росла. К примеру, довольно заметно выросла обеспеченность бедных кондиционерами. Разрыв по компьютерам ещё 15 лет назад был в три раза больше между бедными и не бедными, чем сейчас, говорит Дмитриев.
"Бедные оснащены компьютерами. По мобильным телефонам - бедные имеют больше мобильных телефонов на семью, чем не бедные. Более того, значительная часть покупок мобильных телефонов, которая пришлась на бум 2018 года, тогда началось быстрое послекризисное обновление гаджетов. Так вот, довольно большая часть покупок - это мы проследили по бюджетам обследуемых хозяйств - пришлась именно на бедные семьи, которые находятся в нижних двух дециях, то есть нижние 20 процентов по уровню доходов", - уверяет эксперт.
В свою очередь ведущий Юрий Пронько интересуется, какие именно ресурсы используют соотечественники с низкими доходами, по крайней мере официально низкими.
"Мы говорим о привлечении кредитного плеча, мы говорим о теневых заработках? Откуда они черпают средства?" - задаёт вопросы Пронько.
Дмитриев отвечает, что у нас, как правило, бедность вычисляется по соответствию среднедушевого дохода прожиточному минимуму, а это очень мобильное явление. Поэтому доходы людей нестабильны, поясняет эксперт.
"Люди сегодня не имеют доходов, а через один квартал они уже нашли какую-то работу и в результате переместились в совсем другую категорию. Как только у людей появляются доходы, они покупают предметы длительного пользования, потому что это всегда пользуется спросом. Это самая популярная статья расходов начиная ещё с нулевых годов. Они могут потом опять вернуться в бедность через какое-то время, но они уже будут обеспечены холодильником, или телевизором, или кондиционером - тем, что они успели купить и что будет ещё использоваться очень длительное время. Если мы сравниваем это с теми бедными, крайне бедными действительно, о которых пишут лауреаты Нобелевской премии Банерджи и Дюфло, то там обеспеченность этими дорогими предметами на порядки ниже, чем в России", - поясняет Дмитриев.
Иными словами, говорит экономист, уровень жизни у бедных в России с учётом общего объёма потребления не только еды и одежды, но и предметов длительного пользования не сильно отличается у бедных и не бедных.
Более того, оказывается, исследование не подтверждает стереотипа о том, что бедные всегда покупают дешёвую еду, чтобы не умереть с голода.
"Лауреаты Нобелевской премии Банерджи и Дюфло в своих исследованиях выяснили, и это их самих очень сильно удивило, что люди с гораздо меньшим бюджетом, чем наши бедные, в Индии или Бангладеш, тратили деньги не на самую дешёвую еду. Они предпочитали потратить денег больше и, может быть, последнее отдавали на еду, которая была вкусной, а не просто калорийной. И считалось, что самые бедные едят больше зерна и прочего - нет, они пытались купить дорогую и вкусную еду, потому что это было какой-то компенсацией их унылого существования. Более того, для них же было характерно, что они часто стремились сэкономить на еде, но купить, например, телевизор. Потому что без телевизора просто жизнь совсем безнадёжна", - говорит Дмитриев.
Он добавляет, что в России исследователи обнаружили похожие характеристики - бедные часто предпочитают купить смартфон и сэкономить на еде.
"Не то чтобы они голодают, потому что потребление калорий даже у нижних 10 процентов населения выше физиологической нормы - люди переедают калории. Это не значит, что питание здоровое и сбалансированное, но это точно не дефицит калорий физический. И при этом люди могут где-то на чём-то ещё сэкономить, но купить смартфон, может быть, купить его в кредит, потом они начинают отдавать кредит, естественно, дальше экономить ещё на чём-то. Но бедность - это не только о еде, бедность даже в российских условиях - это ещё и потребление очень широкого круга товаров, и часто далеко не дешёвых", - отмечает эксперт.