Ключевая проблема переговоров по Украине. Чего добивается Россия?
Главный барьер в мирных переговоров по Украине не в Киеве и даже не в Европе, а в политической неустойчивости США. Ключевой задачей для России становится не просто заключить соглашение с нынешней американской администрацией, а создать механизмы, которые гарантируют его выполнение при любой будущей власти в Вашингтоне. В противном случае любые договорённости могут быть пересмотрены.
Трудность достижения договорённостей между Россией, США и Евросоюзом хорошо иллюстрирует один пример. В ответ на слова президента Владимира Путина о том, что Запад обещал не расширять альянс на восток, журналисты задали простой вопрос: "Где это зафиксировано?". Эта ситуация отражает суть проблемы: устные обещания на международной арене даются легко, но зачастую не подкрепляются формальными обязательствами и не выполняются.
Поэтому сегодня крайне важны три момента: конкретное содержание будущего соглашения, сторона, которая его подпишет, и условия исполнения. Без чётких ответов на эти вопросы любые договорённости останутся пустыми декларациями. Для России ключевым вызовом в украинском урегулировании стала не позиция Киева или Европы, а изменчивость американской политики, а именно — прочность позиций администрации Дональда Трампа.

Фото: Shutterstock
Если республиканцы потерпят поражение на промежуточных выборах в Конгресс в 2026 году, значительная часть переговорных механизмов будет парализована. Контроль над ключевыми комитетами, бюджетом, военной помощью и внешнеполитической повесткой критически важен для реализации любого соглашения. В такой ситуации вопрос "о чём мы договорились" мгновенно сменится вопросом "кто теперь за это отвечает".
Отсюда возникает более сложная задача: России предстоит определиться, с кем вести дела в долгосрочной перспективе. Поскольку Трамп не может баллотироваться на третий срок, даже при успехе республиканцев возникнет вопрос о преемнике. Если им станет известная фигура вроде Джей Ди Вэнса или Марко Рубио, позиция будет относительно прогнозируемой — их взгляды на Россию и Украину понятны, и с ними можно выстраивать работу. Если же к власти вернутся демократы, международная обстановка резко осложнится из-за возвращения идеологического подхода: санкции как самоцель, эскалация как инструмент внутренней политики и отсутствие интереса к долгосрочным договорённостям.

Фото: Коллаж Царьград
Таким образом, главная цель России — не просто подписать документ с действующей администрацией США, а создать такие условия, чтобы ответственность за его исполнение была возложена и на все последующие правительства. Необходимо зафиксировать соглашения таким образом, чтобы их нарушение стало политически и институционально слишком затратным для любого будущего президента, независимо от его партийной принадлежности.
Только после решения этой задачи имеет смысл переходить к европейскому направлению. Роль Европы в этой конструкции вторична: она либо следует в фарватере политики США, либо остаётся без серьёзных ресурсов, в первую очередь военных. Без создания прочной и долговременной договорённости с Соединёнными Штатами любые разговоры о мире будут действовать только до следующих американских выборов.