Как русский посол играл в шахматы с Бжезинским: "Кто победил, тот и побеждает в политике"
Анатолий Карпов рассказал о своём знакомстве со Збигневом Бжезинским - одним из самых известных оппонентов нашей страны. Бжезинский, как говорит Карпов, по его собственному признанию, часто шёл на шахматную дипломатию с русским послом Добрыниным. "Кто победил, тот и побеждает в политике", - говорил американский политолог.
Чемпион мира по шахматам, депутат Госдумы Анатолий Карпов стал гостем писателя Владимира Торина в авторской программе "[НЕ]фантастика" на "Радио КП". Обсуждали сериал "Ход королевы", прославившийся не только замысловатым и, по словам видевших работу, интересным сюжетом, но и странным представлением внешнего вида советских стюардесс.
Торин предложил поговорить о роли шахмат в политике. Могут ли шахматисты захватить мир? Так звучала общая тема. Отвечая на один из вопросов в рамках подкаста, Карпов рассказал о своём опыте общения с известнейшими политиками-шахматистами. Чемпион мира полагает, что шахматы сами по себе - "замечательный мостик для установления отношений, для развития отношений".
"Если вы сыграли партию в шахматы с человеком, то возникает какой-то особый формат отношений. И уже люди начинают прислушиваться. Понятно, мы не всегда находим согласие, но, по крайней мере, иначе относимся друг к другу", - пояснил Карпов.
Например, именно "через шахматы" Анатолий Карпов познакомился с известнейшим оппонентом СССР и в целом Русского мира Збигневом Бжезинским. Партию с Бжезинским сыграть не удалось, хотя он неплохой знаток, отметил Карпов. Как оказалось, с Бжезинским не одну партию сыграл российский дипломат, бывший посол Советского Союза в США Анатолий Добрынин.
"Анатолий Фёдорович был прекрасный шахматист, он вслепую играл, был где-то на уровне кандидата в мастера, сильного кандидата в мастера. Ну и как вот Бжезинский шутит: когда мы не можем найти политического решения какой-то проблемы, я предлагаю вашему послу сыграть в шахматы - и кто победил, тот и побеждает в политике".
Собственно, именно через Добрынина чемпион и познакомился с Бжезинским. И, как объясняет Карпов, ему казалось, что личной ненависти к "яркому представителю" всего советского в лице шахматиста политик не испытывал. Вероятно, он видел Карпова именно как чемпиона мира по шахматам. На Торина произвёл впечатление рассказ о шахматной дипломатии. Неужели действительно проигравший уступал и на геополитической арене?
"Даже так было? Ничего себе! Ну и кто побеждал?" - спросил Торин.
Карпов ответил, что, по всей видимости, это была шутка. По крайней мере, так после объяснил Добрынин.