К ногам России подвесили пудовые гири и сказали бежать. Но пора скинуть балласт
К ногам России подвесили пудовые гири и сказали бежать. Евгений Надоршин объяснил, что сегодня серьёзно тормозит развитие отечественной экономики. Но пора наконец скинуть балласт.
Все представители крупного бизнеса в России знают, в какие кабинеты заходить и какие слова говорить, для того чтобы решить нужные вопросы, выбить необходимые преференции и так далее, заметил главный экономист консалтинговой компании ПФ "Капитал" Евгений Надоршин в эфире программы "Царьград. Главное".
Однако это не значит, что малый бизнес на этом фоне совершенно беспомощен. Так, эксперт описал установившуюся в стране систему лоббизма, которая работает по негласным законам.
Евгений Надоршин. Фото: Царьград
Ручное управление
По словам собеседника "Первого русского", крупнейшие представители бизнес-элиты способны взаимодействовать напрямую с федеральными властями, в то время как средние игроки - с региональными:
Тем временем малый бизнес может выстраивать контакты исключительно с муниципальными властями. Простите, других возможностей нет. Помимо них, естественно, в системе есть вполне рыночные компании, которые тоже знают, в какие кабинеты заходить. Потому что по-другому бизнес в стране уже, к сожалению, не работает. Ручное управление. А оно - сродни коррупции. Потому что это неформальные взаимосвязи между экономическими агентами, и природа здесь совершенно одна: не нужно передавать взятку, вы просто можете обмениваться взаимными услугами.
Для постороннего человека такой обмен может выглядеть как крайне нерациональное использование ресурсов. С одной стороны может выступать чиновник или какое-то лицо, облечённое государственной властью, а с другой стороны - компания из коммерческого сектора, притом как с приставкой "гос", так и без неё. И такая система серьёзно тормозит развитие. По сути, к ногам России подвесили пудовые гири и сказали бежать. Но пора наконец скинуть балласт.
К сожалению, ручное управление по-другому не работает, похоже. По крайней мере в нашем исполнении оно крайне неэффективно, оно тормозит нашу экономику, это балласт. Это две гири, представьте, по пуду минимум, подвешенные к каждой из ног. И нам предлагают бежать с этими гирями на Олимпиаде. Я бы так сказал: удивительно, что мы вообще были в состоянии идти с пристойной скоростью в последние два года. Потому что 3-4% роста ВВП - это неплохая по мировым меркам скорость пешего хода,
- заключил Надоршин.
Фото: Nikolay Gyngazov/Globallookpress
"Складывается ситуация по Достоевскому"
Ранее главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах обратил внимание в беседе с Царьградом, что предприятия, которые пользуются поддержкой государства, ещё более-менее держатся на плаву благодаря частичной компенсации обслуживания подорожавших кредитов. Другим компаниям, которые лишены такого особого отношения к себе, грозит банкротство из-за высоких рисков неплатежей по займам.
У нас существенная часть экономики находится на прямом бюджетном финансировании, у нас кадровый голод, который приводит к росту зарплат, из-за этого возникают высокие инфляционные ожидания. И чтобы сбивать инфляционные волны, требуется значительно более высокое повышение ставки. И платят за это те, кто живёт под ставкой, а не те, кто имеет прямое финансирование со стороны государства. То есть складывается ситуация по Достоевскому: кто-то "право имеет", а кто-то является "тварью дрожащей",
- пояснил собеседник "Первого русского".
Антон Табах. Фото: Царьград
Он добавил, что если оперировать преимущественно одной ключевой ставкой при нынешней бюджетной политике, которая во многом зависит от внеэкономических факторов, то тогда, следуя этой логике, ставку нужно загнать так высоко, что экономика уйдёт в жёсткую рецессию.
Эксперт также обратил внимание, что в прогнозируемый показатель инфляции на 2025 год закладывают как минимум 1,5-2% за счёт роста одних только тарифов - коммунальных, РЖД и так далее:
Соответственно, если из целевых 4% у нас половину отъедают одни лишь тарифы, то что тогда остаётся? Практически нулевая инфляция, как в Японии? Но у нас совсем другая структура экономики.