Эра "пожилых" технологий крылатых ракет завершается. Начинается "кастинг" среди новейших ракетных систем – военный эксперт
После отказа от Договора о РСМД Вашингтон и Москва, скорее всего, снова вернутся к разработкам ракет, полагает военный эксперт Антон Лавров. Он также пояснил, что эра "пожилых" технологий крылатых ракет уже завершается. Начинается "кастинг" среди новейших ракетных систем.
Чем займутся Вашингтон и Москва после выхода из Договора о РСМД, какие задачи, ранее заблокированные условиями ДРСМД, будут пытаться решить? По мнению военного эксперта Антона Лаврова, США могут вернуться к работе над ракетами средней дальности, чтобы успешно противостоять Китаю и Азии, а также контролировать Ближний Восток.
Полезны такие ракеты и для континентальной России. Это даст шанс увеличить возможности "проекции силы" как вдоль сухопутных границ, так и на зарубежных российских базах, число которых невелико. Взятый на вооружение российской армии "Искандер" служит именно таким целям.
В последние моменты холодной войны стороны боялись применения ракет с ядерными боеголовками. Однако отказ от ДРСМД не говорит о том, что они сразу получат ядерное вооружение. Ракеты с дальностью полета в 500-5000 километров уже показали себя в локальных конфликтах и в борьбе с терроризмом. Неядерные ракеты воздушного и морского базирования Россия испытала во время операции в Сирии.
Конечно, сухопутные ракеты полезны при размещении на своей территории, но они уступают по мобильности и гибкости применения дальней авиации. По возможностям скрытного применения они несопоставимы с подводными лодками, а по дальности проекции силы за границы не сравнятся с флотом открытого моря.
Ни одна из стран пока не говорит о производстве новых ракет в глобальном масштабе. Но небольшая их численность ограничивает боевые возможности. Тот же перевооруженный "Искандер" сможет произвести залп 48 ракетами. И примерно столько же запустит один американский эсминец. То есть речь об изменении стратегического баланса идти не может. Для этого не хватит ни нескольких бригад наземного базирования, ни эсминцев.
"Немногочисленные ракеты с боевой частью, по мощности соответствующей простой 500-килограммовой фугасной бомбе, — не самый увесистый аргумент для поражения площадных или мобильных целей, развернутых по-боевому войск. К тому же удар может серьезно проредить ПВО", - считает специалист.
С развитием ПВО и ПРО существенно снижается и список объектов, которые могут поразить крылатые ракеты. Это стало понятно в Сирии, где 105 продвинутых крылатых ракет НАТО не смогли надолго вывести из строя даже одну авиабазу Шайрат с ее безнадежно устаревшими самолетами.
Более того, довольно слабая по мировым меркам сирийская ПВО смогла нанести потери дозвуковым крылатым ракетам во время массированной атаки по заброшенным объектам химической программы Сирии.
Таким образом, сегодня крылатые ракеты уже не могут считаться чудо-оружием. На эту роль претендуют более современные системы, к примеру, гиперзвуковые ракеты средней дальности. Эра "пожилых" крылатых ракет заканчивается.
А отказ от ДРСМД как раз и позволит вплотную заняться новыми разработками в этом направлении, пишет Антон Лавров в материале, опубликованном в газете "Известия".