Ядерный маховик: США нашли способ сбить российский гиперзвук
США продолжают наращивать низкоорбитальную спутниковую группировку слежения за ракетными пусками. Агентство космического развития (SDA) заключило с компанией Raytheon Technologies контракт стоимостью 250 миллионов долларов, который предусматривает разработку и поставку семи таких аппаратов, а также поддержку их вывода на орбиту и создание наземной инфраструктуры управления.
Каждый аппарат оснащён инфракрасным датчиком Raytheon с широким полем зрения и электронной полезной нагрузкой SEAKR Engineering. Группировка является уже пятым слоем системы обнаружения ракетных пусков Proliferated Warfighter Space Architecture (PWSA), которую создала SDA.
В январе агентство противоракетной обороны (MDA) и Агентство космического развития приступили к созданию элементов гиперзвуковой системы противоракетной обороны, предназначенной для противодействия российским и китайским гиперзвуковым ракетам, в число которых входит "Циркон". Тогда в Пентагоне сочли существующие наземные и космические системы обнаружения недостаточно точными для отслеживания гиперзвукового оружия. Проблему должна была решить новая сеть спутников с широким полем зрения, которые предназначены для глобального покрытия Земли. На её создание SDA запросило у конгресса 81,3 миллиона рублей.

© Kremlin Pool/Globallookpress
Конкретно о создании подобного рода оружия в американских военных кругах заговорили незадолго до того, когда наш фрегат "Адмирал Горшков" впервые отработал электронный запуск гиперзвуковой ракеты "Циркон" в западной части Атлантики.
19 декабря ракета-носитель SpaceX Falcon 9 вывела 23 спутника Starlink (Starlink-128/Starlink 6-34, разворачиваемые компаний SpaceX американского предпринимателя Илона Маска) на низкую околоземную орбиту с космического стартового комплекса 40 (SLC-40). Этот запуск стал 200-м в текущем году, в ходе которого была выведена на орбиту полезная нагрузка. Для сравнения, в 2022 году насчитывалось 179 пусков, в 2021-м - 135 пусков. Как видится, темпы роста последние три года весьма высокие.

© Joshua Conti/Us Space Keystone Press Agency/Globallookpress
О чём это может говорить?
Штатам очень нужен космос. Возможно, в текущих реалиях это их единственная гарантия стратегического превосходства. В то же время американские стратегические бомбардировщики В-52Н регулярно отрабатывают удары по российской территории, а вместе с ними ВВС Великобритании, Франции, Румынии и других союзников.
В Международном праве не существует точно определённой и признанной всеми государствами границы, за которой воздушное пространство переходит в космос. Однако в ряде интернациональных соглашений зафиксировано, что космические просторы не подлежат национальному присвоению и не могут иметь территориального разграничения. Что же делать?
"Пора вводить, наверное, квоту на использование околоземного космического пространства. И к этому мы, безусловно, придём. Квоты какие? Обычные. Такая-то страна, скажем, имеет право такую-то часть околоземного космического пространства использовать в своих целях, и, скажем, ни одним спутником больше. И такие-то области. Скажем, распределённые по высотам выделяются для каких-то стран или корпораций. То есть, это новые правила, которые позволят всё-таки использовать околоземное космическое пространство так, чтобы интересы всех участников были согласованным способом представлены", - высказался в беседе с Царьградом ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт.

© SpaceX/Globallookpress
По его словам, без такого соглашения дальнейшее развитие невозможно. Все спутники Starlink являются американскими, что, конечно же, влечёт последствия.
"Как здесь можно поступать? То ли тягаться, соревноваться, вступать в гонку с Маском в этом направлении? На самом деле это в какой-то мере и происходит. Но нужно всё-таки выходить на этот уровень международных соглашений, которые позволят согласовать интересы всех участников этой космической деятельности в той её части, которая простирается на околоземное космическое пространство до расстояния, скажем, до Луны. Возьмём морское право. Здесь же удалось договориться. То же самое должно произойти, я уверен, произойдёт и в области использования космического пространства, мы всё время говорим об околоземном", - отметил наш собеседник.
Космическая война возможна?

© Joshua Conti/Us Space Keystone Press Agency/Globallookpress
Украинская армия в 2022 году перешла на новые качественные возможности управления войсками, определения целеуказаний, постановки огневых и стартовых задач благодаря системе спутников Starlink. Создаваемые низкоорбитальные спутниковые группировки могут стать системой глобального управления полем боя.
"Какая есть альтернатива договорённостям? Это военные действия в космическом пространстве. Подходит ли эта альтернатива участникам? Я думаю, что нет", - уверен Эйсмонт.
Как пишет газета New York Times, Маск отказался предоставить Украине доступ к сети Starlink около Крыма. По словам людей, знакомых с ситуацией, Маск несколько раз ограничивал доступ к Starlink во время конфликта. В какой-то момент он отклонил просьбу украинских военных включить терминал возле Крыма, говорится в статье. Также у предпринимателя есть "красные линии", которые он не позволяет пересекать. В их число входит и потенциальная атака ВСУ на Крым при помощи его технологий, уточняется в публикации.
"До сих пор Маск не пошёл навстречу запросам в этом плане, во всяком случае запросам со стороны Украины, это всем известно. Но то, что он сейчас не пошёл, у него достаточно политических сил или экономических для того, чтобы таким запросам противостоять. Что будет дальше, трудно сказать. В любом случае дальнейшее развитие - это достижение некоторого соглашения в этом плане. Без этого не обойтись", - резюмировал эксперт.