"Изящное унижение" для Белого дома: Си Цзиньпин на G20 и его вишенка на торте. Расклад от эксперта
Западные СМИ пытаются представить дело так, что на саммите G20 в Рио его участники говорят преимущественно об изменении мирового порядка в связи с возвращением к власти избранного президента США Дональда Трампа. Но это преувеличение. Как отмечает эксперт, саммит G20 в Бразилии уже можно представить как "изящное унижение" для Белого дома. Главной фигурой на мероприятии стал Си Цзиньпин, который там открыл свою вишенку на торте.
Главной фигурой в Рио был лидер КНР Си Цзиньпин, который продвигает свой проект "Один пояс, один путь". Понятно, что второй ключевой фигурой на саммите в Рио был Байден, но только в силу того, что он представлял США, рассказывает политолог и публицист, обозреватель Царьграда Игорь Пшеничников. Но на него смотрят уже как на хромую утку. А газета The New York Times назвала поездку Байдена в Латинскую Америку "лебединой песней".
ФОТО: © LI XUEREN/ GLOBAL LOOK PRESS
Саммит G20 в Рио надо рассматривать в контексте только что состоявшегося саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Лиме (Перу). Один саммит как бы плавно перетёк в другой. И в Лиме, и в Рио в центре был, конечно, Китай.
ФОТО: СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА T.ME/BELSHKVARKA
Китай активно вытесняет США из Латинской Америки. Во время визита уходящего президента США на саммит АТЭС в Перу лидер КНР, прибывший на тот же саммит, открыл в Перу построенный на китайские деньги крупнейший в Латинской Америке морской порт Чанкай. Такого публичного и в высшей степени изящного унижения со стороны Китая Белый дом ещё, пожалуй, не испытывал. Думается, Пекин неслучайно задумал официальное открытие своего мегапорта Чанкай именно в дни проведения саммита АТЭС и именно тогда, когда в Лиму приедет президент Байден. Это была демонстрация силы Китая на фоне дряхлеющего Байдена, который так или иначе олицетворяет собой США.
ФОТО: © LI XUEREN/ GLOBAL LOOK PRESS
Китай проложил новую торговую трассу в рамках своего проекта "Один пояс, один путь" под носом у Вашингтона, в регионе, который США уже 200 лет считают своими "задворками". Мегапорт Чанкай прежде всего это, конечно, гигантские ворота Китая во все страны Латинской Америки и, в частности, в крупнейшую страну Латинской Америки - Бразилию. В этой крупнейшей стране Латинской Америки Китай планирует построить новую железнодорожную магистраль для перевозки бразильских экспортных товаров, таких как соевые бобы и железная руда, в порт Чанкай. То есть речь идёт о создании целой водно-сухопутной логистической системы, которая будет задействована не только Бразилией и Перу, но и другими странами Латинской Америки в экспортно-импортных операциях с Азией.
Штаты в бессильной тоске наблюдают за экспансией Китая в Латинской Америке. Пока нынешняя администрация США вела торговые войны с Китаем, а будущий президент Трамп планирует увеличить тарифы на весь китайский импорт в США на 60%, Китай уже фактически отобрал у Штатов Латинскую Америку. И это особенно рельефно видно как раз потому, что оба саммита, АТЭС и G20, прошли в Латинской Америке,
- отмечает эксперт.
ФОТО: СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА T.ME/VZGLYAD_RU
Вторым важным моментом саммита G20 было то, что страны - участники форума продемонстрировали ослабление поддержки Украины. Они подписали совместную декларацию, в которой смягчена ранее согласованная критика действий России на Украине и содержится лишь общее упоминание о "человеческих страданиях", вызванных 1000-дневным конфликтом на Украине. Лидеры стран, входящих в G20, уже второй год отказываются выступить с прямым осуждением действий Москвы.
ФОТО: © STRINGER/ GLOBALLOOKPRESS
Это происходит на фоне усиления давления на Зеленского со стороны некоторых его западных союзников с целью заставить его рассмотреть возможность мирных переговоров с Россией. В данном случае большинство лидеров стран G20 в некотором смысле уже встроились в повестку дня избранного президента США Трампа, который декларирует необходимость мирного диалога по Украине и прекращения войны.
Некоторые европейские делегации на саммите G20 настаивали на более жёстких формулировках, осуждающих Россию, но в итоге отказались от этого требования из-за опасений, что оно может сорвать принятие всего совместного заявления. То есть мнение Глобального Юга перевесило в G20, и это симптоматично.