Иногда актёрам лучше взять всё в свои руки. Наглядный пример - фильм "Собака на сене"
Кино - режиссёрское искусство, но иногда актёрам лучше взять всё в свои руки. Наглядный пример такого удачного "самоуправства" - знаменитый советский фильм "Собака на сене".
Произнося имя Михаила Боярского, мы практически всегда вспоминаем его самую известную роль - д'Артаньяна из отечественной экранизации романа Александра Дюма "Три мушкетёра".
А ведь на счету Михаила Сергеевича почти 80 работ в кино - и первым по-настоящему серьёзным успехом в его карьере был вовсе не телефильм о мушкетёрах. Боярский проснулся знаменитым 1 января 1978 года, когда по советскому ТВ показали музыкальную комедию Яна Фрида "Собака на сене" по одноимённому произведению испанского драматурга Лопе де Веги.
Звёздный шанс Михаила Боярского
К 1977 году, когда Ян Фрид воплотил свою задумку экранизации испанской позднесредневековой комедии, Боярский был хотя и молодым, но уже достаточно опытным артистом. Несмотря на это режиссёры пока не видели его в главных ролях. Вот и Фрид пригласил будущего "главного менестреля Советского Союза" на второстепенную роль маркиза Рикардо. Маркиз этот был одним из ухажёров главной героини - молодой вдовы графини Дианы, вокруг прекрасной руки и богатства которой вертелось немало знатных претендентов. А саму Диану угораздило влюбиться в собственного секретаря Теодоро.
На роль героя-любовника Теодоро режиссёр планировал пригласить либо Олега Янковского, либо Олега Даля. Варианты нетривиальные: если Янковский при удачном костюме и гриме мог сойти за испанца, то как можно было превратить в знойного южанина Даля, остаётся загадкой. Боярский же, в недавнем мюзикле "Мама" продемонстрировавший свои вокальные данные, прекрасно вписывался в роль Рикардо, которому отводился один из наиболее ярких музыкальных номеров фильма. Однако в итоге Фрид решил рискнуть и предпочёл Боярского звёздам советского кино.
Как Маргарита Терехова фильм спасла
Рискнул - и очень быстро пожалел. В первые же дни съёмок Боярский не оправдал надежд постановщика. Во-первых, актёр не мог раскрепоститься и не вписывался в амплуа героя-любовника. Во-вторых, первоначально Фрид видел всю историю в целом и персонажа Теодоро в частности в комедийном, водевильном ключе - что не соответствовало артистическому темпераменту Боярского.
Ситуацию спасла Маргарита Терехова, исполнительница роли графини Дианы. Будучи к тому моменту одной из самых популярных актрис советского кино, она могла себе позволить открыто спорить с режиссёром. История создания телефильма "Большая перемена" являет собой образчик незаинтересованности актёра в итоговом результате съёмок. В случае с "Собакой на сене" Терехова показала обратный пример - максимальной заинтересованности и в процессе, и в результате.
Для начала актриса буквально заставила режиссёра отказаться от планов снять Боярского с главной роли - а такое намерение у Фрида уже появилось. Затем артистка начала воевать с постановщиком буквально за каждую сцену. По её мнению, развитие отношений между Дианой и Теодоро необходимо было показывать не в комедийном, а в мелодраматическом ключе. История обречённой, казалось бы, на неудачу страсти между аристократкой и простолюдином имела большой трагический потенциал - именно его и хотели показать зрителю Терехова и Боярский. В итоге режиссёр сдался, актёры стали активно импровизировать, молодой артист раскрылся - и мы получили одну из лучших музыкальных кинолент в истории нашего кинематографа.