И снова "Крым наш!": Московский Патриархат начал специальную церковную операцию
Первое летнее заседание Священного Синода Русской Православной Церкви принесло немало значимых решений, в том числе по-настоящему контрреволюционных, наводящих порядок и в крайне непростом и болезненном для Московского Патриархата украинском вопросе.
Июньское заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, главного органа церковного управления в период между Архиерейскими соборами, прошедшее 7 июня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве, для многих стало долгожданным, а во многом и неожиданным. Поскольку то, что было высказано высокопреосвященными синодалами на кратком внеочередном заседании 29 мая в ответ на самостийнический демарш Украинской Православной Церкви, было лишь педагогической "пропедевтикой". Реальные же решения (и явно - только первые) приняты именно сегодня.
"Двукр. 15" как напоминание и предупреждение
Итак, разберём их поочерёдно:
Постановили... с прискорбием отметить сохраняющееся давление на архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян Украинской Православной Церковь со стороны представителей украинской государственной власти и экстремистски настроенной части украинского общества... Выразить поддержку всем архиереям, священнослужителям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, которые, осознавая необходимость соблюдения канонического строя, стремятся придерживаться порядка, определенного Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года и канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси (см. Двукр. 15).
С одной стороны, священноначалие Русской Церкви дало понять: да, мы в курсе того, что украинские архиереи находятся в заложниках у укронацистов, а потому в своих решениях несвободны. Но вместе с тем поддержка выражается всем архиереям Украинской Церкви, которые соблюдают очень важную каноническую норму церковного единства: поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси.
Ну а то, что в скобочках указано "Двукр. 15", пожалуй, самое главное. Поскольку напоминает о каноническом правиле, согласно которому если кто "дерзнёт отступить от общения со своим Патриархом, и не будет возносить имя его по определённому и установленному чину в Божественном тайнодействии", тот является раскольником и должен быть лишён священного сана. Разумеется, этой церковно-правовой строгости пока придерживаться не будут, но само напоминание - чрезвычайно важное. Особенно вкупе с другим Синодальным решением, а точнее - предупреждением украинским архиереям: "Самочинные действия по изменению статуса Украинской Православной Церкви могут привести к появлению нового раскола внутри неё".
Фото: patriarchia.ru.
Родная гавань Крымских епархий
Дальше - больше. Однако для начала напомним, в 2014 году, когда Крым и Севастополь вернулись в родную гавань, в Московском Патриархате было принято беспрецедентное решение оставить епархии и приходы Крыма в составе Украинской Православной Церкви (как неотъемлемой части Церкви Русской). В итоге после майского неканонического решения украинских архиереев (к слову, далеко не всех) об отделении от Московского Патриархата крымское духовенство приняло долгожданное решение о выходе из состава Украинской Церкви и было поддержано Синодом:
Принять Джанкойскую, Симферопольскую и Феодосийскую епархии в непосредственное каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви... Образовать на территории Республики Крым и города Севастополя Крымскую митрополию в составе Джанкойской, Симферопольской и Феодосийской епархий.
То есть мы можем вновь повторить слова 2014 года - "Крым наш!" - теперь и в церковно-административном отношении. И, наверное, неслучайно следующим Синодальным решением стало постановление, связанное с Русскими Армией и Флотом. О том, чтобы возродить существовавшую до 1918 года должность протопресвитера военного и морского духовенства. Если упрощённо, то протопресвитер - это почти архиерей, но из числа не монахов, а белого, обычно женатого духовенства. На эту церковную должность назначен отец Олег Овчаров, подполковник запаса, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами.
Фото: patriarchia.ru.
ОВЦС и ОЦАД: сильная рокировка
Но подлинной сенсацией сегодняшнего заседания Священного Синода стало кадровое решение относительно главы Отдела внешних церковных связей (по сути, МИД Русской Церкви) и Общецерковной аспирантуры и докторантуры (очень важной церковной научно-образовательной структуры):
Управляющим Будапештско-Венгерской епархией, митрополитом Будапештским и Венгерским быть Преосвященному Илариону, митрополиту Волоколамскому, с освобождением его от обязанностей председателя Отдела внешних церковных связей, Постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви и ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Давайте без лишних экивоков. Продемонстрировавший свою слабую эффективность на "украинском фронте", а также получивший репутацию "церковного либерала" и даже "филокатолика" митрополит Иларион отправлен руководить одной из самых маленьких епархий Московского Патриархата (хотя и усиленной добрым отношением к нашей Церкви венгерского лидера Виктора Орбана). Насчёт того, насколько репутация соответствует действительности, сказать сложно. Но то, что владыка Иларион сам сделал немало в усугублении репутационных рисков, - факт. В том числе своими сомнительными заявлениями, будто с Украинской Православной Церковью всё в полном порядке, скажем прямо, выставляя сущими дураками тех, кто видел в случившемся иное, отнюдь не столь радужное.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.
Словом, "Июньский Синод" начал самую настоящую специальную церковную операцию. Подлинно контрреволюционную, поскольку происходящее в Украинской Церкви иначе, как революцией, назвать нельзя. Хочется надеяться, что новоназначенный глава Отдела внешних церковных связей, молодой, но уже очень опытный митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, в последние два года являющийся Патриаршим экзархом Западной Европы, сможет наладить работу церковного "внешнеполитического" ведомства, в лучших традициях времён, когда ОВЦС руководил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, наш нынешний Предстоятель.
И последнее: "ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия быть, с сохранением прежних должностей, протоиерею Максиму Козлову, председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви". Зная отца Максима как человека поистине уникальной работоспособности и твёрдых консервативных взглядов (в том числе в отношении наших "западнохристианских партнёров") можно вздохнуть с облегчением. Ну и, конечно, пожелать новоназначенным владыке Антонию и отцу ректору Максиму Божией помощи на столь непростой ниве. Ниве Господней.