Где авторы фильма "Бег" находили места для съёмок - от Подмосковья до Пловдива, от Крыма до Парижа
Где авторы известного советского фильма "Бег" находили места для съёмок? География работы кинематографистов весьма обширна - от Подмосковья до Пловдива, от Крыма до Парижа.
Картина Александра Алова и Владимира Наумова "Бег" (премьера состоялась в 1971 году) заняла особое место в истории отечественного кинематографа - во многих отношениях это был фильм-дебют.
В этой ленте состоялось первое появление в кинематографе актёра Владислава Дворжецкого, а сама картина явилась одной из самых ранних экранизаций творчества Михаила Булгакова. Непривычным для советского зрителя был и довольно благосклонный взгляд авторов, отказавшихся от пародийных приёмов, на деятелей Белого движения.
В рубрике Царьграда "Киномарафон" вы можете прочитать о непростой судьбе сценария картины "Бег", а также о замысловатом актёрском поединке, который устроили при создании Михаил Ульянов и Евгений Евстигнеев.
Настало время рассказать о местах, где снималась эта во многих отношениях замечательная кинолента.
Москва и окрестности
Вполне логично, что все интерьерные эпизоды картины, создававшейся на киностудии "Мосфильм", снимались в столичных павильонах. Однако Москва и Подмосковье непосредственно поучаствовали в воплощении режиссёрского замысла.
Зимние сцены, открывающие и закрывающие фильм, решено было снять на ближайшей подходящей натуре - под Звенигородом. Здесь же отсняты эпизоды в монастыре. Правда, знаменитая Саввино-Сторожевская обитель на тот момент не была действующим монастырём, здесь располагался местный историко-архитектурный и художественный музей - однако величественные храмы и стены не утратили своей живописности. Те моменты, которые, по мнению авторов, не получилось воссоздать в Звенигороде, досняли на территории Новоспасского монастыря в Москве.
В ближайшее Подмосковье пришлось перенести сцену, которая первоначально планировалась на озере Баскунчак в Астраханской области. Покрытое белым, словно лёд, слоем соли, озеро на рассвете и закате давало невероятные визуальные эффекты, которые идеально подходили для сцены одного из сновидений генерала Хлудова. Однако в Астрахани не оказалось нужного числа статистов. Поэтому эпизод сняли в Люберцах, в карьере по добыче песка.
Южные просторы и города
Согласно сюжету картины, значительная часть повествования разворачивается на Юге - в Крыму и Константинополе (Стамбуле). Севастопольские сцены были в основном камерными, происходящими внутри помещений, поэтому их перенесли на киностудию. Но вот масштабное зрелище форсирования красноармейцами залива Сиваш снимали уже в Крыму. Правда, не в водах настоящего Сиваша, а в специально созданных условиях под Севастополем.
Пришлось изрядно потрудиться художникам-декораторам и в константинопольских эпизодах. Общие виды Стамбула в фильме присутствуют - но они добыты почти нелегальным способом, при съёмке непрофессиональной ручной камерой. О том, чтобы на несколько недель пустить в город полноценную группу с актёрами, не могло быть и речи - ведь даже нескольких человек постоянно сопровождали специальные представители США. Дело в том, что в гавани Стамбула в то время находился американский Шестой флот: так что присутствие киношников из СССР вызвало подозрение, не работают ли они на КГБ.
Впрочем, Алов и Наумов нашли выход. Отснятый "на месте" материал помог воссоздать наиболее живописные стамбульские улочки и дворики в киностудии. А более масштабные декорации Константинополя были воздвигнуты в болгарском городе Пловдив, который подходил в качестве "дублёра" и по климатическим особенностям, и по общим чертам южной городской архитектуры.
Парижские улицы
Сцены, где генерал Чарнота и доцент Голубков (оба - с приставкой "бывший" к своим званиям) оказывались во французской столице, парадоксальным образом снимали… в Париже, самом настоящем. Что повлияло на благоприятное для советских киношников решение о разрешении поработать на улицах столицы одной из главных капиталистических стран, сказать трудно. Возможно, помогли в целом более позитивные взаимоотношения Франции и СССР тех лет. Может быть, сказалось и то, что в Париже, в отличие от Константинополя, никак не мог базироваться Шестой флот ВМФ США.
Если же продолжать совершенно серьёзно, то французская столица - один из самых избалованных кинематографом городов мира, здесь кино снимают давным-давно и постоянно. Так что советской съёмочной группой местных жителей было не удивить - даже несмотря на то, что Михаил Ульянов в образе Чарноты разгуливал по Парижу в нижнем белье, в подштанниках.