Гамлетман в синагоге - стёб во время чумы
На днях в Театре на Малой Бронной в рамках 22-го фестиваля искусств "Черешневый лес" состоялась премьера худрука театра Константина Богомолова "Гамлет in Moscow". Спектакль вызвал оживление столичной богемной либеро-тусовки и инвективы в адрес режиссёра со стороны некоторых уехавших её персонажей, над которыми он постебался в своей "трагикомедии".
Слоган на афише спектакля "Гамлет in Moscow" - "Всё, что осталось от Шекспира после встречи с Богомоловым" - довольно точно отражает постмодернистский подход известного театрального игруна-пакостника: поместив классический сюжет в современность, вывернуть его наизнанку, превратив в балаган с глумом над высокими смыслами в любых сферах. Жертвами Богомолова уже становились и Чехов, и Томас Манн, и Достоевский, ныне Константин Юрьевич решил, наконец, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира. И замахнулся.
Принц Датский у него носит имя Гамлет Гамлетович Гамлетман. Отец-король Гамлет Иосифович. Его призрак живее всех живых - он обуян похотью и желанием поесть свинины. Мать Гертруда - русская женщина, ненавидящая детей. Пройдя гормональное лечение, вынуждена брить бороду. "Принц" учится театральному мастерству в Лондоне, приехать на похороны папаши не может из-за участия в долгожданной театральной премьере, а возвращаясь домой, попадает на подготовку к свадьбе своей матери и дяди Клавдия Иосифовича, разрешение на которую даёт ребе хасидской синагоги в Марьиной роще… Полоний - узбек-киллер, замочивший уже своего брата-близнеца - известного филолога, воспитывает его детей - Лаэрта и Офелию. Вместо черепа бедного Йорика - футбольный мяч.
Ну, в общем, вы поняли. Как сказано в программе: "...сохраняется литературная задумка Шекспира, актуальными остаются вопросы долга и мести, а также размышления о жизни и смерти". Очень "изящно": Шекспир оставил неплохую задумку, а Богомолов довёл её до драматургического совершенства. Да так, что, как сказано в программе: "...трагедия приобретает комичные черты". Ну и плюс к тому "оригинальный формат - сцена-арена, где зрители получают возможность максимально полно погрузиться в происходящее действо", а антракте, в фойе, действие продолжается. Например, молодые "хасиды" с пейсами поют русские народные песни.
Корреспондентка с придыханием берет интервью у скромно сияющего Богомолова и одной из актрис спектакля, которая поясняет: "Быть или не быть - 400 лет этому вопросу, и мы решили наконец его закрыть". Вот такой перформанс, балаган и ивент и в одном флаконе.
На премьеру собрался "цвет" московской либеро-богемы: от жёнушки Богомолова Ксении Собчак и её маман - сенатора Людмилы Нарусовой, которую её "избиратели" тувинцы который год безуспешно пытаются отозвать из Совфеда, до нашедшегося Владимира Познера. От вечно весёлого "брависта" Сюткина до главы всех пресс-секретарей Дмитрия Пескова с Татьяной Навкой. Настоящий бомонд! И эта публика осталась весьма довольна представлением. "Светские" сайты полны фотографиями знаменитостей, посетивших премьеру, и отзывами типа "стёб с серьёзным лицом", "позитивный треш".
Впрочем, не все остались довольны спектаклем. Некоторые заметили "актуальные" издёвки режиссёра над некоторыми персонажами из той же либероидной тусовочки, но как на грех уехавшими из "Рашки" после начала СВО: кинокритикессами Зинаидой Пронченко и Марией Кувшиновой, журналистами Стасом Тыркиным и Денисом Катаевым.
Кремль добивает уехавших оставшимися. После Шнурова вполне ожидаемо расчехлился Богомолов ("Гамлет in Moscow"). Первыми накрыло кинокритиков в изгнании,
- написал в Фейсбуке* генеральный директор Высшей школы кино "Арка" Вячеслав Ширяев.
Многие после начала спецоперации пришли к ложному умозаключению, что повесть "Компромисс" больше невозможна. Вот и напрасно. Вот и совершенно зря. Тараканьи бега продолжаются. Фиги в кармане переплавлены в пули. У вас, Константин Юрьевич, забавы, утром всё забыл... КВН поставил, нас (зачеркнуто) себя убил,
- припечатала Богомолова за глумёж над соратниками-либералами обиженная Зинаида Пронченко. Она напомнила, что Богомолов, в отличие от многих своих коллег, так и не выступил с осуждением военной спецоперации на Украине.
Осуждение "отступника" поддержали в Телеграм-канале "Божена", который вела Божена Рынска, а теперь продолжают некие "нужные товарищи":
Богомолов и Собчак не нашли в себе ни душевных сил, ни порядочности отказаться от компромисса с убийцами.
Этот скулёж "светлоликих" в ТГ-канале "Кремлёвская прачка" "подрезают" гораздо более существенным для большинства соотечественников суждением:
Появление пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова на премьере спектакля "Гамлет in Moscow" придало этим тараканьим бегам во время чумы ярко выраженную политическую окраску. Новый спектакль Богомолова собрал всю оставшуюся после 24 февраля в России либеральную тусню - весь её срез и спонсоров… Организаторов этой постановки и всего "фестиваля искусств" "Черешневый лес" не тронули и не смутили ни День народной скорби 22 июня, ни проведение СВО на Украине с неизбежными жертвами. Это была нарочитая демонстрация либеральной элитой своей дееспособности и организованности, свидетельствующая об осуждении ими политики государства.
Возможно, последний вывод и несколько гипертрофирован. Но карнавал во время войны - налицо. Карнавал - глумливый, резко проводящий границы между "ними", чего-то там "спецоперирующими" и гибнущими "невесть за что", и "нами", довольными жизнью, жуирующими и развлекающимися над очередным модным стёбом "Костика". Так было в Германскую войну - перед революцией, так было и в обе чеченские войны: солдаты и офицеры, приезжая из окопов и с "кровавых полей", с недоумением и сжатием скул наблюдали издали вызывающие развлечения "хозяев жизни" в столицах.
Режиссёр Богомолов в этой парадигме - не просто клоун, но важный и в своём роде весьма способный "мастер карнавализации" бытия - процесса, направленного на обессмысливание всего и вся. Напрасно обижаются на него бежавшие "рукопожатные": он никогда не был их "идейным соратником". Просто он тонко чувствует, когда и над кем можно постебаться безопасно - и при этом выгодно. Не стоит удивляться, если он вскоре поставит ультрапатриотический спектакль про войну России с Западом, в котором внешне не будет никакого глума. Кроме того, что его поставил Константин Богомолов.
Нет, и правда, как сказал настоящий шекспировский принц Гамлет: "Something is rotten in the state of Denmark" - подгнило что-то в Датском королевстве.