Долина проиграла в суде. Что дальше? Новости самые скверные
Долина проиграла в суде… 16 декабря Верховный суд России завершил рассмотрение одного из самых резонансных имущественных споров последних лет - дела о квартире Ларисы Долиной в Хамовниках. Высшая инстанция отменила решения нижестоящих судов и окончательно закрепила право собственности за покупательницей Полиной Лурье. Тем самым была поставлена точка в истории, которая долгое время воспринималась как пример того, как жертва мошенников может вернуть утраченное имущество через суд. Но что же дальше? Новости самые скверные…
Согласно решению Верховного суда, Долина теперь проживает в квартире незаконно и обязана её покинуть. Вопрос о принудительном выселении артистки и членов её семьи будет рассматривать Московский городской суд. Параллельно по поручению председателя ВС Игоря Краснова сразу три коллегии - по гражданским, административным и экономическим делам - готовят обзор судебной практики по спорам, связанным с оспариванием сделок с недвижимостью. Фактически "дело Долиной" становится методическим материалом для всей судебной системы.

ФОТО: КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА
Напомним, певица продала квартиру за 112 миллионов рублей, после чего перевела деньги мошенникам, действовавшим, как сообщается, с территории Украины. Сделка была признана недействительной судами первых инстанций, а покупательница фактически осталась и без жилья, и без средств. Именно это и породило широкий общественный резонанс и термин "схема Долиной", которым стали обозначать случаи, когда добросовестный покупатель оказывается крайним. Только в Санкт-Петербурге за последние два года суды рассмотрели более полусотни подобных дел.
Заслуженный адвокат России Иван Соловьёв, комментируя для Царьграда решение Верховного суда, в целом поддержал итог, но обратил внимание на его принципиальный характер. Он подчеркнул, что ранее сложившаяся практика, при которой добросовестного покупателя фактически отправляли взыскивать деньги с мошенников, выглядела, мягко говоря, странно:
Такое своеобразное отношение к праву, когда добросовестного покупателя отправляют за возмещением не к продавцу, а к мошенникам, - подход очень интересный, и насколько он основан на праве, большой вопрос.

ФОТО: КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА
Соловьёв отметил, что отмена решений всех трёх инстанций - это уже сформировавшийся прецедент, хотя называть его "историческим" он бы не стал.
Это просто нормальное законное решение. Такие решения должны были быть вынесены в первой, второй и третьей инстанциях,
- указал он, добавив, что настоящей аномалией было как раз прежнее направление судебной практики.
При этом адвокат считает вероятным, что судьям, принимавшим отменённые решения, придётся давать объяснения.
То, что их попросят написать объяснение, я думаю, точно,
- отметил он, подчеркнув, что вопрос о дисциплинарной ответственности может быть рассмотрен квалификационной коллегией.

ФОТО: КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА
Вместе с тем Соловьёв не видит очевидных признаков преступления против правосудия: по его оценке, речь скорее может идти о спорной трактовке закона и доказательств, чем об умысле.
Отдельно он обратил внимание на побочные последствия дела. По словам Соловьёва, в ходе общественного обсуждения всплыло множество деталей, не имеющих прямого отношения к самой сделке, но создающих крайне неблагоприятный фон.
Даже глубоко не копая, вылезла информация - и про спецталон, и про имущество, и про непостановку объектов на учёт. С этим бы, как говорится, справиться,
- резюмировал он, подчеркнув, что пока отсутствует состав преступления, говорить о следственных действиях преждевременно.
Юрист Дмитрий Кваша, в свою очередь, призвал снизить градус конспирологии вокруг процесса. Он подчеркнул, что разговоры о "кураторах" и "покровителях" судей остаются на уровне догадок. По его словам, "говорить про каких-то злодеев и кураторов мы не можем, поскольку нет этому объективных подтверждений", а обвинения в ангажированности судов без доказательств могут быть расценены как клевета.
Кваша напомнил, что судьи выносят решения, исходя из тех доказательств, которые представлены в материалах дела, и имеют право на собственную оценку.

ФОТО: КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА
Из тех доказательств, которые были на момент рассмотрения, они сделали такой вывод. Соответственно, их позиция не устояла в Верховном суде,
- отметил он, добавив, что максимум возможных последствий для судей - внутренние разбирательства или неформальные выводы, но не публичные наказания.
При этом юрист признал, что без широкой огласки дело могло бы закончиться иначе. По его мнению, именно внимание СМИ и общественный резонанс сыграли ключевую роль.
Если бы не шумиха вокруг данного дела, вероятно, решение осталось бы таким, каким оно было на первых двух инстанциях,
- подчеркнул Кваша.
В итоге ситуация выглядит для Ларисы Долиной максимально жёстко. Квартира юридически ей больше не принадлежит, обязательство вернуть 112 миллионов рублей приобрело реальную правовую силу, а впереди - возможное выселение. Одновременно дело становится отправной точкой для пересмотра судебной практики по всей стране. Для тысяч участников рынка недвижимости это сигнал: эпоха "схемы Долиной", судя по всему, подходит к концу - но цена этого поворота оказалась крайне высокой для самой артистки. И чем же заключаются самые скверные новости? Дальше бы наказать тех, кто помогал ей добиваться неправомерных судебных решений. Но оба собеседника Царьграда полагают, что дело это бесперспективное.