Бывший замминистра не побоялся сказать правду: Планы чиновников споткнулись о реальность
Авиаперевозчики в России в 2026 и 2027 году пополнят свои парки расконсервированными самолётами советской и иностранной постройки для поддержания растущего потока пассажиров. Русское небо заполнят не новинки авиационной промышленности, а ветераны, спешно возвращённые со стоянок длительного хранения.
Когда выяснилось, что темпы производства полностью импортозамещённых МС-21 и "Суперджет-100" не успевают за скоростью выбывания из строя импортных воздушных судов, отрасль обратилась к ресурсу, который долгое время считался списанным. Расконсервация самолётов, находившихся на хранении, превратилась из экстренного плана в своеобразную стратегию по поддержанию пассажиропотока.
Даже самые непримиримые критики данной меры признают, что в текущей ситуации у авиаторов просто нет другого выбора. Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов в интервью Царьграду подтверждает вынужденный характер этих действий.
Это экстраординарные, вынужденные меры – иначе в 2029-2030 годах нам не на чем будет летать. Сейчас авиакомпаниям с большим трудом удаётся делать это всё через параллельный импорт. Но западная техника с каждым годом всё больше и больше будет выбывать из оборота,
- говорит лётчик.

Фото: Jaromir Chalbala/shutterstock
Таким образом, на первом этапе расконсервация выглядит как единственно возможный ответ на транспортный вызов. Однако за фасадом бодрых отчётов скрывается суровая реальность, которую профессиональное сообщество описывает словами, далёкими от оптимизма. Если рассматривать ситуацию не как достижение, а как следствие системного провала, то расконсервация выглядит вовсе уж не так оптимистично. Олег Смирнов, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, не стесняется в выражениях, говоря о том, что привело к нынешней необходимости вытаскивать технику "из ржавчины".
Программа, которая составлена на тысячу самолётов, создавалась не авиаторами, не конструкторами и не инженерами, а такое впечатление – дворниками! Ведь на тысячу самолётов нужны миллионы комплектующих и тысячи авиадвигателей. Ни того ни другого нет у нас,
- говорит он.
Смирнов подчёркивает: производство запчастей для семейств Ту-204 и Ту-214 фактически свёрнуто годы назад в угоду западным аналогам. Восстановление самолёта, который годами стоял "у забора", требует не просто косметического ремонта, а колоссальных инвестиций и поиска уникальных деталей, которые больше не выпускаются серийно. Кроме того, найти бортинженеров для этих самолётов сейчас крайне сложно.
Если расконсервация окажется разовой акцией по "рисованию" статистики, отрасль столкнётся с системным кризисом уже к 2029 году. Но если добиться реального восстановления смежных производств – от двигателестроения до микроэлектроники – то "старички" Ту-204 и Ил-96 действительно смогут спасти русское небо, дав конструкторам необходимое время для доводки МС-21.
Главный риск сегодня кроется не в возрасте самолёта, а в системном дефиците запчастей и опытных рук. Если государству хватит воли восстановить полноценную индустрию обслуживания, мы сохраним небо. Иначе наша авиация рискует окончательно превратиться в музей под открытым небом, а гражданам придётся массово пересаживаться на поезда и автомобили.