А ведь как всё загадочно начиналось. Почему сценаристы "Берегись автомобиля" сами убили свою интригу
А ведь как всё загадочно начиналось: почему сценаристы "Берегись автомобиля" сами убили свою интригу. Причём дважды - на словах и наглядно.
Фильм Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966) - безусловный шедевр отечественного кинематографа, часть русской культуры, неисчерпаемый источник хорошего настроения и афоризмов на все случаи жизни.
Однако даже в такое великое произведение закрадываются детские ошибки. С одной стороны, для фильма, сюжет которого напоминает сказку, а фамилия главного героя Деточкин, подобные ляпы в какой-то мере даже органичны.
С другой - всё-таки интересно, как такие ошибки прокрались в конечный вариант киноленты. Ведь в "Берегись автомобиля" присутствует явная несуразица на уровне сценария, а утверждение сценариев в советском кинематографе было тщательным и даже придирчивым. И всё же…
Дело было неизвестно где, но известно где
На второй минуте фильма "Берегись автомобиля" закадровый голос Юрия Яковлева заявляет, что место действия сюжета о "современном Робине Гуде" окутано тайной:
Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их прекрасном городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. Семь городов оспаривают это… Надо сказать по секрету, что неизвестно, где происходила эта история.
Но дольше часа этот секрет создатели фильма сохранить не сумели. В сцене, где разоблачённый благородный угонщик сознаётся следователю Подберёзовикову в своих действиях, географические координаты звучат чётким русским языком. На 72-й минуте Деточкин рассказывает, как первую машину угнал в Курске, оставил у милиции с приклеенной объяснительной запиской:
А сам ушёл на вокзал и вернулся в Москву.
Так что извините, Одесса, Ленинград, Ростов-на-Дону и ещё три неназванных города-претендента, найдите себе другой очаровательный сюжет, этот уже занят столицей.
Можно не слышать - достаточно увидеть
Признание главного героя лишь фиксирует очевидное: зритель понимает, что события разворачиваются в Москве, гораздо раньше 72-й минуты.
Так как значительная часть действий происходит "на натуре", то именно московские улицы стали полноправными участниками фильма. Часть из городских сцен анонимны и могли бы происходить в любом городе. Но вот на других кадрах Москву не скроешь.
Например, в первые минуты зритель видит одну из центральных столичных улиц, Варварку, где расположена известная Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе.
Практически сразу после этого мы вслед за троллейбусом, управляемым Любой, романтической подругой Деточкина, оказываемся на площади Варварские ворота.
Позднее наше внимание переключается на не столь положительного героя Диму Семицветова, работающего и приворовывающего в комиссионном магазине. Сам магазин выглядит обычно, но вот путь Семицветова к месту работы даёт зрителю явные указания: дело происходит в доме, расположенном на пересечении Большой Лубянки и Рождественского бульвара. Сейчас в нескольких метрах оттуда располагается Сретенский монастырь.
И подобных указаний на московскую прописку Деточкина, Подберёзовикова и всего фильма "Берегись автомобиля" ещё предостаточно.