"Москву построили казахи, азербайджанцы возвели Кремль". Русскую историю переписывают для мигрантов
"Кремль построили азербайджанцы", "Москву основал Хан Москал из рода Дулатов", "Москва – это копия города Сарайшык в Казахстане". Русофобские версии "истории" заполонили просторы интернета. И смеяться тут, откровенно говоря, не стоит. Рядом с нами проживают огромные массы приезжих с абсолютно извращённым восприятием действительности. Причём с претензией на то, что наша земля принадлежит отнюдь не нам. А – им.
Символ России – дело рук азербайджанских гастарбайтеров?
Поначалу может показаться, что это буйная фантазия умалишённых комментаторов. Но откуда-то они эту информацию черпают. Достаточно открыть поисковики, чтобы с удивлением обнаружить: действительно фальсификация русской истории идёт полным ходом. Вот, к примеру, новостной портал Axar.az ретранслирует удивительную мифологему об азербайджанском происхождении Кремля. Причём по посещаемости среди новостных порталов Азербайджана он занимает третье место.
Фото: скриншот страницы сайта axar.az
А ссылается автор статьи на некоего историка Ульфата Джавада: на издание "Кремль построил азербайджанец". Судя по выходным данным, эта работа вышла в свет ещё в 2009-м и имеет отношение к азербайджанскому Институту истории. В Википедии даже соорудили целую статью на азербайджанском языке по этому поводу. Правда, даже в богатой фейками "свободной энциклопедии" есть оговорка: дескать, документально научным сообществом эти сведения не подтверждены.
Да и подтвердиться не могут. Ведь впервые про "архитектора Кремля" по имени Алис Керемли написал в далёком в 1941 году советский прозаик Сергей Бородин в художественном (!) произведении "Дмитрий Донской". Сергей Петрович являлся выходцем из знатного татарского рода, долго работал в Средней Азии и Закавказье, а потому увлекался восточными мотивами. Он-то и придумал зодчего, назвав его, правда, персиянином. Тогда подобные штрихи хорошо укладывались в рамки "сталинской дружбы народов". Да и кто ж мог предположить, что художественный вымысел начнёт спустя столько лет втемяшиваться в головы с научных кафедр и со страниц популярной прессы?
Казахское происхождение Первопрестольной: Это на полном серьёзе
Не уступают в полёте фантазии азербайджанским любителям фолк-хистори и казахские коллеги. Тамошние "учёные" выдвинули потрясающую версию происхождения русской столицы. Куда там Юрию Долгорукому! Москву, оказывается, построили предки казахов. И говорит об этом не какой-то городской сумасшедший или националист-радикал из подворотни. Нет. Данную теорию выдвинул доктор филологических наук, профессор, лауреат Государственной премии Республики Казахстан Мекемтас Мырзахметулы, который несколько лет назад решением президента республики был удостоен ордена "Барыс" I степени – "за выдающиеся заслуги в национальной науке и общественную деятельность". Что же это за заслуги перед наукой?
Фото: скриншот страницы newtimes.kz
Истина и правда рано или поздно выходят на арену истории. Позвольте привести вам один пример. Болгарский историк обнаружил сведения о казахе по имени Сұңқар, который правил Киевской Русью. Ему дали имя Соколов Станислав. Он жил в той стране и женился на русской девушке. Именно этот казах создал и выстроил российскую государственную систему. Позже, чтобы скрыть этот факт, Великий Киевский Князь Владимир Мономах уничтожил все записи, касающиеся данного периода, и сфальсифицировал исторические документы. И мы верили этим документам начиная с 1860 года,
– рассказывает этот заслуженный профессор.
Конечно, русские не будут особо развивать эту тему, отметил журналистам кавалер казахских орденов и лауреат Государственной премии. Ведь сознаться, что Москва – детище казахов, значит, признать великие заслуги южного соседа в становлении русского государства.
Москвой правил в 1088 году [за 59 лет до первого упоминания в летописях. – Ред.] парень по имени Асат Мосқау. Местные люди любили его и назвали город в его честь. Таким образом, столица Российской Империи Москва была названа в знак уважения к имени казаха, а российскую государственную систему создал Сұңқар,
– продолжает Мырзахметулы.
Видимо, то, что столицей Российской Империи являлся Санкт-Петербург, неведомо господину учёному. Впрочем, простим ему эту неосведомлённость. Москвоведение всё же не его специализация. Докторскую диссертацию в позднесоветское время он защитил по творчеству казахского поэта и философа, народного просветителя XIX века Абая Кунанбаева. Остаётся неясным, читал ли он его внимательно. Поскольку казахский классик специально для таких, как Мырзахметулы, писал:
Нужно учиться русской грамоте – духовное богатство, знания и искусство, и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Русский язык откроет нам глаза на мир. Русская наука и культура – ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим ключом всё другое достанется без особых усилий.
Храм Василия Блаженного – это... мечеть. Так считают узбеки
Узбекские "исследователи" решили соригинальничать и попытались представить русскую культуру и искусство в своей основе… исламскими. Да-да. Ничего своего – всё стибрено у развитой мусульманской цивилизации. И ещё смеют что-то там говорить про чрезмерное присутствие мигрантов в Москве! "Мы им дали культуру, а они вон как", – именно на такую реакцию читателей рассчитаны материалы вроде статьи некоей Динары Джалиловой "Исламские корни русского искусства". Опубликована она не на форуме психиатрической лечебницы, а на официальном (!) портале Дирекции по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, имеющих особо важное социальное, культурное и историческое значение, при кабинете министров Республики Узбекистан.
Фото: скриншот страницы сайта dkm.gov.uz
Многие известные в России здания являются точной копией мусульманской архитектуры. К примеру, Покровский собор на Красной площади в Москве, возведённый по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани, является, по мнению учёных, копией казанской мечети Кул Шариф… Помимо Покровского собора, зодчий Постник Яковлев также проектировал каменную крепость в Казани и на месте мог ознакомиться с особенностями татарской архитектуры. А вполне возможно, и он сам имел татарское происхождение. Ведь имени Постник у русских не существует, зато у татар широко распространено имя Ураз, которое и означает "постящийся",
– пишет автор материала.
Символично, по мнению Динары Джалиловой, и расположение Покровского собора. Он-де стоит на пути, по которому с Ордынской дороги представители ханов Золотой Орды приезжали в Кремль. Какое это отношение имеет к храму XVI века, не совсем ясно. Ну да ладно.
Дело в том, что тезис об "исламском" происхождении собора весьма распространён. В том числе его пытаются поддерживать на Западе, стремясь "выжать" Россию из Европы. Глядите, мол, у них даже символ страны – "дикая азиатчина". В 2017 году купола храма Василия Блаженного американский топовый канал CNN назвал "минаретами", что вызвало острую реакцию даже у заокеанской публики.
При большом желании в очертаниях Покровского собора можно найти буддистскую ступу или индуистский мандир. Фото: Киселев Сергей/Агентство "Москва"
Покровский собор – ярчайший образец русского шатрового зодчества. По мнению подавляющего большинства представителей научного сообщества, никаких восточных корней у данного стиля нет. Первым шатровым храмом на Руси была церковь Вознесения в Коломенском. И построил её "азиат" Пьетро Аннибале (он же Петрок Малый), выходец из Италии, до Москвы работавший в Ватикане.
Для восточной архитектуры не характерно перекрытие наоса храма шатром… Весьма маловероятно, чтобы итальянский архитектор того времени, будь то Алевиз Новый или Петрок Малый, мог ориентироваться на восточную архитектуру… Столь же маловероятно, чтобы ктитор – Василий III – заказал зодчему строить "по-восточному". Ради этого вряд ли стоило приглашать итальянцев,
– комментирует "восточную" версию происхождения шатровой архитектуры историк, член Российской академии художеств Сергей Заграевский.
Если мы и вправе говорить о каких-либо внешних истоках шатрового зодчества, то лишь о сочетании византийских и романских, писал именитый учёный. Кроме того, нельзя недооценивать сами русские корни шатровой архитектуры:
Именно к этим образцам… восходили древнерусские купольные храмы XII–XV веков… Древнерусское каменное шатровое зодчество стало органичным продолжением предшествовавшей ему отечественной архитектурной традиции.
Откуда они всё это берут?
С распадом СССР образовательная система погрузилась в глубокий кризис не только в нашей стране, но и во всех бывших советских республиках. Буйным цветом проросли шовинизм и ксенофобия в отношении русских. В школьную и университетскую программу внедрили ряд тезисов о "колониальном характере" отношений между народами Закавказья/Средней Азии и Российской Империей/Советским Союзом.
Я не слышал, чтобы в странах Средней Азии написали нормальные школьные учебники по истории, где был бы выброшен надуманный тезис о русском колониализме. Не удивлюсь, если и в наших региональных учебниках где-нибудь такое ещё осталось. Дискурс о том, что до русских всё было хорошо, а вот русские пришли – и всё стало плохо, живуч. Ещё в советское время в учебных пособиях царский режим характеризовался как колониальный по отношению к национальным окраинам. Нынешние лжеучёные пытаются на фоне очернённого прошлого в гораздо выигрышном свете представить нынешнюю реальность,
– отметил в беседе с Царьградом руководитель Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев.
Ничего странного в столь бредовой подаче истории России эксперт не видит. В разных странах имеются свои лжеучёные, несущие всякую околесицу. Есть книга, которая говорит, что Христос был грузином. Есть книга, что Спаситель был украинцем. История сталкивается и с банальной конспирологией, и с наделением какого-то народа сверхъестественной силой. Где-то на это смотрят сквозь пальцы, где-то смеются, где-то, к сожалению, продвигают в повестку. Увы, в случае с нашими южными соседями мы зачастую видим именно это.
Анализ РИСИ, Института стран СНГ и других научных центров показывает, что в учебниках и учебных пособиях, связанных с анализом советского и позднего имперского периодов, Россия/СССР позиционируется уже не как "тюрьма народов", а как большой северный "небрат". Как сосед, который довлел социокультурно и вытеснял местный традиционный тип личности, культуры и общества. То, что мы сейчас ассоциируем с глобальным Западом, который вытесняет русский менталитет, русскую национальную культуру, вот примерно такая же аналогия у ряда среднеазиатских государств по отношению к России. Присутствует также и так называемый геноцидальный фактор, в частности в отношении киргизов в 1916 году,
– заявил в комментарии "Первому русскому" политолог Артур Атаев.
На государственном уровне проходят траурные мероприятия, которые ассоциируются с вытеснением и чуть ли не истреблением части киргизского народа в позднеимперский период. Образ России как метрополии в политическом дискурсе этих стран есть проявление инерционной политики, которая берёт начало ещё в советский период, говорит эксперт. Тогда существовала традиция, которая позиционировала Российскую Империю как "тюрьму народов". А национальные академии наук в постсоветский период не были трансформированы, там остались одни и те же люди в качестве научных руководителей, и они сформировали постсоветскую научную парадигму.
В рамках этой парадигмы Россия инерционно позиционируется в колониальном контексте, альтернативного научного мнения практически нет. Здесь во многом недорабатывает и Россотрудничество, которое, в отличие от американцев, не проводит системную эффективную работу в Средней Азии. К тому же присутствует и националистический фактор, представленный в том числе и в парламентах политическими структурами, которые позиционируют Россию в качестве недружественной страны,
– продолжает политолог.
Всё это приводит к тому, что в нашу страну в огромном количестве приезжают люди, воспитанные в антирусском духе. По крайней мере, с определённой прошивкой, которая объясняет им, почему москвичи живут хорошо, а киргизы или таджики – плохо. Колониализм ведь. В России, как ни странно, происходит радикализация мигрантов. Наблюдается определённая тенденция, когда выходцы из Средней Азии приезжают в Москву или в другие крупные города России, и они не настроены ещё антагонистично к русской культуре, к русскому социуму и к русской политике. Но здесь, вовлекаясь в определённые общины (локальные, диаспоральные), они напитываются энергией ненависти.
В одно время службы безопасности Узбекистана и Киргизии были обеспокоены следующей тенденцией. Ваххабитизация и радикализация молодых мусульман происходила в крупных городах России. Проповедники радикализма рекрутировали в ряды диверсионных и других радикальных групп молодых людей из числа мигрантов. На местном уровне после Ферганы и Ошских событий спецслужбы научились с этим бороться, а в крупных русских мегаполисах противодействовать этому оказалось сложнее,
– объясняет Артур Атаев.
Что с того?
Ежегодно по 300 тысяч мигрантов из Закавказья и Средней Азии становятся гражданами России. А ещё значительно большее их число легализует свой статус через разрешение на временное проживание или вид на жительство. И весь этот наплыв приезжих мы никак не воспитываем – и не воспитаем.
В сюжетах "фолк-хистори" и московское метро может оказаться построено предками мигрантов даже за долго до его реального появления. Фото: Царьград
Они уже прошли через сито школьной системы в своих государствах, затем напитались откровенной чушью и "фолк-хистори" в интернете. А теперь живут с полной уверенностью в том, что они никакие не мигранты, поскольку это "их земля". А как же? Мало того, что паспорт есть, так ведь ещё и Кремль земляк построил! И кто-то ещё будет рассказывать про уважение к коренному народу? Они себя считают коренным народом. Такова нить рассуждения, к которой подталкивают своих соотечественников лжеучёные.
Что с этим делать, совершенно понятно. Во-первых, потребовать от стран, критично зависимых от России, полного пересмотра учебных программ и синхронизации их с отечественными стандартами. Во-вторых, поменять профиль Россотрудничества, чтобы эта структура формировала прослойку гуманитарной интеллигенции, позитивно настроенной к нашей стране и народу. В-третьих, развить грантовую систему, как это делают США, и активно заполонять информационное и культурное пространство Средней Азии и Закавказья нашей версией их прошлого. В противном случае возобладает версия американцев и турок. Хотя правильнее сказать, сейчас так и происходит.