"Вы умнее Исаака Ньютона?": Любимый псалом великого учёного – отец Андрей Ткачёв
Многие великие умы прежних веков не только не были атеистами, но напротив, отличались глубокой верой и даже набожностью. К ним относился и сэр Исаак Ньютон, любивший цитировать Священное Писание. Сегодня известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв расскажет о любимом псалме этого великого учёного.
Сэр Исаак Ньютон, когда его спрашивали, на что он надеется, что его вообще греет и радует, говорил: "Псалом 22-й". А именно слова его 4-го стиха: "Если я пойду долиной смертной тени – не убоюсь зла. Потому что Ты со мною".
Если вы большие учёные, типа Исаак Ньютон номер два, что ж, вам сам Бог велел учить 22-й псалом. Если же вы безбожники, в чём я искренно вам сочувствую, потому что у вас нет жизни вечной, нет надежды, нет будущего, то стоит подумать, почему умнейшие, знатнейшие люди Вселенной склонялись к псалмопению, к молитве и вере. И сегодня я предлагаю вам пройти по стопам сэра Исаака Ньютона, прочтя псалом 22-й.
Псалом 21-й, если помните, был посвящён страданиям Христа: "Пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои". То есть Христос Господь на Кресте был как анатомический атлас, по Нему можно анатомию изучать, все рёбрышки, все косточки, все жилочки, всё-всё-всё было видно. Но это всё 21-й псалом, а 22-й говорит:
Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
А дальше те самые слова, которые вдохновляли сэра Исаака Ньютона: "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня". Жезл Христов, жезл Доброго пастыря – это Крест, которым Он сокрушает дьявола. Так нам это толкуют святители Афанасий Великий и Василий Великий. А дальше вот что:
Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих. Умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
Еда перед врагами, опять-таки, по святителю Афанасию Великому и византийскому богослову Ефимию Зигабену, это Евхаристия. Еда перед врагами. Казалось бы, когда есть враги – нужно брать меч, нож, пику, топор. Но не еду. Но здесь есть враги и есть Еда. И Еда страшнее, чем враги, она отгоняет врагов. Значит, "уготовил предо мной трапезу, пред лицом нападающих на меня" из 22-го псалма – это предсказание о Евхаристии. И поэтому сей псалом положен для чтения человеку, желающему причаститься Божественных Христовых Тайн.
Итак, повторюсь, Псалом 22-й: 21-й – о страстях Господних, о страданиях Христовых, а 22-й – о Евхаристии. Ньютон вас зовёт. Если вы такие умные, даже умнее Ньютона, то нужно идти за ним. А он тут же снимал шапку, когда слышал "Господь Бог". Он любил Бога и боялся Его. И говорил: "Меня утешают только эти слова: "Когда я пойду через тень смертную – Ты со мною. Не убоюсь зла. Ибо Ты со мною еси". Читайте, спасайтесь, вразумляйтесь.