"Ветхозаветный котлован": В чём важность древних пророчеств – отец Андрей Ткачёв
Нужны ли ветхозаветные пророчества людям XXI века? Да и вообще христианам? Ведь эти предсказания, казалось бы, давно сбылись. Но нет, сегодня они актуальны так же, как и тысячелетия назад. Почему? Об этом в сегодняшнем выпуске своей авторской программы "Святая правда" рассказывает известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв.
Есть в нашем обществе проблема – незнание пророческих текстов. Казалось бы, зачем нам читать пророков, если пророчества уже исполнились, Христос пришёл и мы живём в христианскую эру. Люди, которые так думают, в корне неправы. Потому что дух пророчества живёт вовеки, это Дух Святой, Он говорил через пророков. И когда мы их читаем, то словно читаем газету. Причём свежий, пахнущий типографской краской выпуск, а отнюдь не что-то бывшее очень давно и очень далеко.
Чтобы вы понимали именно так, как я сейчас сказал, а не иначе, в ближайшие несколько дней мы будем читать с вами отрывки Книги пророка Иеремии. Итак, внимание. Вторая глава этой книги говорит:
Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество твоё обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф.
Слышите, это можно писать, прямо как в советские времена писали на плакатах библейские цитаты, не указывая источник. Например, "Кто не работает, тот пусть не ест". Это из Послания апостола Павла. На красном кумаче белой краской. Или "Миру – мир!". А это, по сути, кража из Великой ектеньи Божественной литургии: "О мире всего мира... Господу помолимся". И это тоже лозунгоподобные речи.
Итак, познай и размысли, как это худо и горько, что ты оставляешь Бога и нет страха Божиего в тебе. И накажет тебя, собственно, не сам Господь, но нечестие твоё. И невежество, вероломство твоё обличит тебя. Это вторая глава Иеремии. А чуть раньше он говорит о том, что другие народы, не знающие истинного Бога, однако, хранят традицию. Традиционность вообще похвальная черта. Люди хранят множество различных обрядов и традиций и не желают от них отказываться, ибо так делали их отцы, деды и прадеды.
Господь говорит: "Переменил ли какой-нибудь народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает". Ну не про нас ли это? Например, столетней давности. Да и сегодняшнего дня. Поменяли Бога на какую-то суету, такую, что не помогает. Хотя другой славы, кстати, у России нет. Наша слава – это не только освоение космоса и балет Большого театра. Это всё вторичные вещи. А в глубине – это аскетизм, покаяние и припадание к корням евангельским. И вот люди поменяли славу великого Бога на вещи, которые не помогают, и постепенно чахнут, как оторванные от источника. Удивитесь этому, Небеса. И содрогнись и ужаснись, Земля.
Два зла сделал народ мой. Меня, Источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы, разбитые, которые не могут держать воды.
Это сказано при пророке Иеремии. Ещё вавилонского пленения не было. Ещё только сгущались тучи над Царством Израильским. И Иеремия заранее всё это видел, он предсказывал, пророчествовал. Вырыли себе водоёмы, не держащие воды... Вспоминается платоновский "Котлован" – жуткая фантасмагорическая картина рытья бесполезного котлована для будущего фундамента будущего великого здания, в котором поместятся все пролетарии, взятые вместе. В которой проходит какая-то полудемоническая, полускотская, тенеподобная адская жизнь этих "великих строителей", "вершителей будущего". То есть вместо нормального источника воды роют какую-то бездонную яму, как будто могилу для всех нас.
Ещё и ещё раз стоит провести борозду на сердце. В Рождественские дни, а мы приближаемся к празднику Рождества, к Вифлеемской пещере, людям нужно покаяние. Слеза нужна. Вздох из глубины. А потом оттуда может быть и перемена жизни. Может быть, потому что жизнь менять очень трудно. Итак, познай и размысли, как горько то, что ты оставил Господа Бога своего. И страха Божия нет в тебе. Иеремия, вторая глава.