Слепота храмоборцев
Безумству храбрых поём мы песню
Ещё не рассеялся дым пожарища у Нотр-Дама. Не удивлюсь, если окажется, что среди бунтующих против постройки храма екатеринбуржцев окажется немало тех, кто избыточно вздыхал о гибели культурной жемчужины. У духовно слепых всегда хватает слёзок для сериала, но нет слёз, чтобы оплакать близкую беду.
Культурной жемчужиной является в идеале всякий храм, большой или маленький, новопостроенный или древний. Вот куда, скажите, мы водим иностранных туристов, посещающих нашу страну? Что мы им показываем? Отель «Хаят»? «Москва-Сити»? Полноте. Таких красот всюду по уши, и никто им особо не изумляется. Но мы справедливо показываем Василия Блаженного и Ивана-звонаря, если мы в Москве. Показываем Исаакия в Питере или деревянное кружево Кижей на русском Севере. Храм на Крови в том же Екатеринбурге и прочие святилища, связывающие ландшафт, уводящие глаза вверх, к Небу, напоминающие о Боге.
Что ж, украшать землю храмами только древним позволено, или мы тоже причастны к общей истории? С какой стати нашему поколению в память о себе позволено оставлять только супермаркеты и торгово-развлекательные центры? Мы тоже русские, и Православие — наша вера тоже.
Общей славой является то, что на наших глазах, при нашем согласии, с участием и нашей посильной копейки и для наших же молитв воздвигаются храмы по всему лицу русской земли в новейшее время. Кем нужно быть, чтобы бунтовать против этого?
В интересах любого настоятеля, чтобы храм был центром жизни. Чтобы территория вокруг него была благоустроена. Разуйте глаза, ибо это воистину так и по факту.
Стало доброй традицией организовывать близ храма детские площадки. И даст Бог, то поколение, в детские сны которого войдёт колокольный звон и отблеск солнца на крестах, будет лучше поколения родителей, ничего, кроме песочницы с воткнутыми бычками и собаками, забрасывающими следы отправленной надобности, нет в детской памяти ничего.
Все же так сильно переживают о детях! А разве неведомо кому-то ещё, что строить всё равно придётся? И если не строить храмы, то те же строительные усилия придётся пожертвовать сооружению тюрем, спецприёмников, интернатов и лечебниц для наркоманов. Статистика лежит на поверхности, и всякий может с нею ознакомиться.
Храмы наши во множестве своём уже давно перестали быть местом исключительно молитвы. Всё чаще это ещё и культурные очаги, близ которых греются все ищущие красоты и смысла. Культурный центр при церкви, где дети и взрослые поют, рисуют, слушают лекции, изучают иностранный язык и прочее, — давно уже привычная норма нашей новой действительности. Христианство действительно противостоит новому варварству, и кроме христианства никто ему больше не противостоит.
Я повторю: эпоха нового варварства бушует за окнами, и никто, кроме христианства, этому варварству не противостоит.
Посему как мы вправе назвать те группы протестующих против нового храма, которых организовали и вывели на духовную войну под бесовским флагом хитрые и немногочисленные агитаторы?
Мы назовём их бессознательными поборниками нового варварства, дикарями из бетонных джунглей, рабами телевизионного экрана с его бесконечной проповедью новых форм потребления.
Они не против конкретного батюшки или владыки выступают. И не против инициативы конкретной епархии. Берите шире. Вселенская тьма обнаружила в их душах их собственную, личную тьму и справедливо поэтому сочла их своими. Она и рекрутировала их на очередной виток той войны, которая не заканчивается. Рекрутировала только в качестве «дешёвой пехоты». Других вариантов не предлагается.
И они пошли. Пошли весело, ибо в толпе страх до времени не чувствуется. Гипноз майдана и пафос причастности к социальной борьбе действуют на глупую душу, как наркотик. Зато потом, по одиночке, спустя некоторое время они же будут выплакивать свои беды перед Богом и Богородицей. Быть может, в том же храме, против возведения которого когда-то плясали и драли глотку.
Муж ушёл.
Сын пьёт.
Невестка наркоманка.
Суд за долги квартиру отбирает.
Внучок больным родился.
И так далее.
Удивительно, но рты, сегодня скандирующие речёвки, со временем не устыдятся спросить у Бога: «За что?».
Почитайте в святой Библии (книга Числа хотя бы), как часто и с каким остервенением восставал на Моисея народ, уводимый из плена в землю свободы. Путешествие казалось им не то что избыточно трудным, но и непонятным по конечной цели, абсурдным. В виде лучшей доли рисовались их воображению лишь египетские котлы с мясом и чесночная приправа. Но путешествие продолжалось, и Моисей с пути не сворачивал. Он вёл людей к цели, невзирая на беснование значительной части народа. Вёл их ради них самих и ради Божиих дел, которые подобало выполнить.
Так же и сегодня. Ради самих бунтующих нужно продолжать строить храмы. Потому что многие сегодня бунтующие завтра станут их верными прихожанами. Вот только зрячее и злое меньшинство, тайная секта организаторов вряд ли попадёт в это число. Уж эти знают, что делают, и покаяние их весьма проблематично.
Что же до народа, то он без храма, как моряк без судна. Он тогда и не первооткрыватель, и не герой, а просто пьяница в портовом кабаке. И чтобы этот образ не стал портретом нашего народа, храмы (этот и другие) надо возводить.