Режиссёрам "культурного НАТО" – статус вольноотпущенников
Известный театральный критик Капитолина Кокшенёва приветствует начатую Департаментом культуры Москвы очистку московских театров от художественных руководителей, исповедующих русофобию, выступающих против СВО и несущих своим творчеством политические, эстетические и духовные начала, чуждые русскому драматическому театру.
В том, что произошли новые назначения в ряде московских театров, я вижу волю к назревшим переменам. Дикий либерализм театральных деятелей, не знающих никого, кроме себя, работающий на интересы чужой политической истории, кажется, завершается.
Например, я никогда не могла понять, почему все эти годы так тучно жил Иосиф Райхельгауз? У него нет, собственно, никакого режиссёрского авторитета. Но он между тем – "народный артист РФ". Очень давно ни один его спектакль не становился художественным событием, а те современные пьесы, что я видела на его сцене, забылись буквально на второй день. Тем не менее он профессорствует в РАТИ/ГИТИСе, имеет "свой" театр "Школа современной пьесы", является кавалером орденов Почёта и Дружбы, лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства, членом Общественного совета Российского еврейского конгресса (РЕК). Напрашивается вывод: дело тут вовсе не в творчестве.
Райхельгауз, как, впрочем, и Виктор Рыжаков – смещённый ныне с поста худрука театра "Современник" – "режимный человек". То есть театральная деятельность этих людей подчинена задачам иного рода – производству и поддержке оголтело-либеральной идеологии. Рыжаков, скажем, много работал с современными идеологическими пьесами. Например, помню спектакль в "Центре им. Мейерхольда" (ЦИМ) "Саша, вынеси мусор!" (2017) Натальи Ворожбит – украинского драматурга, ярой этнистки, кормившейся до нынешнего года в России. Как писал кто-то о её пьесах:
Им (режиссёрам) никто не мешает ставить в России украинские пьесы Ворожбит, уверенной в том, что именно с Россией её Украина и воюет.
Как и все цимимовские спектакли – тот рыжаковский отличался художественным примитивизмом, подчинённым идейности задачи.
Ну а Райхельгауз весьма последовательно ставил у себя Бориса Акунина, Людмилу Улицкую, Дмитрия Быкова. И как-то так выходило, что именно его театр разъезжал по фестивалям, побывав, как сообщается на сайте театра, с гастролями в "Германии, Франции, Америке, Израиле, Финляндии, Австралии, Канаде, Южной Корее, Венгрии, Болгарии, Индии и прочих странах ближнего и дальнего зарубежья".
Когда в украинской Раде создали межфракционное депутатское объединение "Кубань" с целью разработки стратегии и политики "по возвращению в культурное и социальное поле украинских этнических территорий" – то есть "присоединению" Кубани и других российских регионов к Украине, то Райхельгауз немедленно откликнулся приветственной поддержкой самому главе объединения – Алексею Гончаренко.
Тому самому Гончаренко, который был среди участников массового сожжения людей в Одессе 2 мая 2014 года и всемерно одобрял его после. Есть в сети фотография, запечатлевшая факт награждения Райхельгаузом этого Гончаренко в 2012 году от имени СТД РФ. Думаю, что если режиссёр был активен прежде всего как политик, то совершенно логично присвоить ему новый статус – "вольноотпущенника".
Совершенно оправдано закрытие "Гоголь-центра" как клубного театра, который при этом за государственный счёт обслуживал интересы "культурного НАТО" и личные пристрастия уехавшего растратчика казенных денег. Это явно оздоравливает культурную атмосферу столицы.
Приглашение в Театр Гоголя Антона Яковлева – безусловного мастера, зрелого художника – факт начальственного здравомыслия. Нет сомнения, что он оденет человека, раздетого донага прежними постановщиками – оденет в достоинство личности, в одежды совести, сложность мыслительную. У театра под руководством Антона Яковлева будет, я уверена, качественная культурная стратегия, не чуждая важным ценностям русской культуры.
В общем, сегодняшнюю новость можно осторожно назвать "обнадёживающей".