Путь олигарха-мытаря
13 апреля Россия отмечала День мецената и благотворителя. На прошлой неделе информационные ленты принесли нам интересные новости о благотворительной деятельности тех, кого у нас принято называть словами, которые не принято печатать. Олигархов-миллиардеров.
Фонд Владимира Потанина пожертвовал миллиард рублей. Алишер Усманов с партнёрами – два миллиарда. Геннадий Тимченко – 1,3 миллиарда. Группа "Альфа" – годовую прибыль инвестиционной компании А1. Олег Дерипаска взял на себя обязательство оплатить строительство (или реконструкцию) трёх инфекционных центров в Братске. Банк ВТБ – за несколько дней до решения правительства – по своей инициативе поднял уровень кредитных каникул до 6 миллионов рублей за ипотеку (взамен установленного предела в 2 миллиона).
Есть и много других примеров благотворительных инициатив – на самых разных уровнях. Примеров другого рода – попыток обогатиться за счёт бедных в кризисные дни – тоже полно, но что ж мы всё о плохом. Давайте и о хорошем вспомним, в такой-то день.
Тем более что традиции благотворительности и меценатства в России огромны. Благотворительностью занимались монархи, более того, они и члены их семей создавали благотворительные общества. Императрица Мария Федоровна (мать Александра I и Николая I) создала и возглавила целую сеть благотворительных учреждений. Александр I учредил в 1802 году Императорское человеколюбивое общество. Благотворительностью занимались московские бояре в XVII веке и екатерининские вельможи в XVIII. Ещё в петровские времена – а к XIX веку особенно – вперёд выступили купцы и промышленники. Жили целые династии благотворителей – Строговы, Босовы, Демидовы, Колесовы, Крестовниковы, Боевы. Они строили храмы по всей русской земле. Они вкладывали деньги в богадельни, школы, больницы, сиротские дома. Особый "отряд" в армии благотворителей составили меценаты – Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы, Бахрушины. Без их поддержки не было бы великого русского искусства рубежа веков, музыки и театра, великих певцов и художников.
Только вот для чего они это всё делали?
Есть такой интересный мысленный эксперимент. Представьте себе евангельскую притчу про мытаря и фарисея. Как это всё выглядело в реальности? Я проверял на многих, все рассказывали одинаково (да и я сам, пока мне не предложили подумать). Итак, гордый, могучий, грозный и уверенный в себе фарисей. Наверное, гордо стоит посреди храма. Наверное, красиво одет. А в углу прячется несчастный и бедный мытарь… Стоп-стоп. Фарисей – это истовый молитвенник! Аскет! Он "хвалится" подвигами веры, постом, молитвой. А мытарь – богатей. У него голды на шее и перстни на пальцах! Он туда на шестисотом мерине из своей конюшни приехал. Вокруг – охрана. А он стоит и бьёт себя кулаком в грудь: "Боже, милостив буди мне грешному"…
Русская благотворительность – это молитва мытаря. Это – плод раскаяния глубоко верующих людей, плод осознания неправедности любого богатства. Это – "богатство мне Бог дал, Он же с меня за него и спросит". Это – имиджмейкинг, конечно. Только очень особенный. Не PR (public relations), а GR (God’s Relations). Не "Спасибо тебе, Боже, что я такой праведный", а "Боже, можно я, грешный, хоть что-то для Тебя сделать попытаюсь"…
Ну, а наши… Им, конечно, до Царя Небесного ещё очень далеко идти. Потому что сейчас у них другой царь в авторитете. А тут всё что угодно может получиться – от подлинно добрых дел до очередных приписок в отчётность. Но, что бы там ни было – всё равно спасибо. Давайте, творите благо. Хотя бы для виду. Глядишь, и в привычку войдёт.