Пророчества Псалтири раскрывают нам "другого" Христа – отец Андрей Ткачёв
Псалтирь святого царя Давида – важнейшая молитвенная, богослужебная и при этом пророческая книга. Составленная задолго до Рождества Христова, она раскрывает многое в дальнейшей, новозаветной истории. Сегодня известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв расскажет о тех тайнах, которые открывает нам 23-й псалом.
Моя сокровенная мечта заключается в том, чтобы все мы с вами, крещёные люди, были боголюбцы и молитвенники. Чтобы мы имели тайную молитву, чтобы постоянно, спишь ли, работаешь ли, куда бы ни пошёл, чем бы ни занимался, у нас было Имя Господне в сознании, в сердце, в устах. А для этого лучше всего псалмы царя Давида. Пойди туда, пойди сюда, поищи, другого лучше не найдёшь. И сегодня мы с вами возьмём 23-й псалом, который близок любому священнику.
Не знаю, как хоронят здесь, в Северо-Восточной Руси. А мы, на Руси Западной (отец Андрей родом с Украины. – Ред.) очень часто, опуская гроб в землю, делаем крест на краях могилы и говорим: "Господня земля, исполнение ея, Вселенная и вси, живущие на ней". Это первые слова 23-го псалма. "Господняя земля, и всё, что наполняет её". То есть это всё Божие.
Это вообще великая творческая мысль. Например, если ты льёшь, скажем, мазут в речку. Слушай, паразит, да ты вообще оскорбляешь Божие величие. Потому что это, вообще-то, Господня земля. Это Божие. Нельзя портить мир, который Бог создал. Получается, экологическая тема здесь тоже присутствует.
У евреев была такая интересная тема: они хотели понять, как свести кучу заповедей в одну, две или в три. Всего заповедей было 613, и нужно было свести их в кучку: в 10, в две, в одну. Христос так и сделал, Он сказал: люби Бога всем сердцем и всей душой и люби ближнего. Попытка редуцирования, сокращения заповедей есть и в 23-м псалме.
Здесь царь Давид спрашивает: "Кто взойдет на гору Господню? Кто станет на месте святом Его?", и сам же отвечает на этот вопрос: "Тот, у которого руки неповинны, и сердце чисто. Кто не клялся душою своею напрасно, и не божился ложно, тот получит благословение от Господа Бога своего". Значит, и царь Давид, и все остальные пророки, скажем, Михей и Исайя, пытались сжать этот огромный кодекс заповедей в простые ясные слова. Господь нам так и сказал: любить Бога всей душой и любить ближнего как себя самого.
Дальше тоже очень интересные вещи есть. Говорится о Воскресении Христовом. Христос сошёл во ад после смерти. И здесь с седьмого стиха говорится: "Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы". Если вы когда-нибудь были на освящении храма, то это слышали. Архиерей с мощами на дискосе подходит к закрытым дверям храма и говорит: "Отворите врата... Кто есть Царь славы? Господь сил – то есть Царь славы". Открываются двери – и архиерей заходит с мощами. Это вообще до слёз удивительная вещь.
И дальше в псалме говорится: "Кто Царь славы? Господь крепкий, Господь сильный, Господь сильный в брани", то есть в драке. Оказывается, Христос наш сильный в драке, Христос умеет драться. Может быть, вы думаете, что Христос добрый, только и позволяет бить Себя по щекам всем кому не лень? Нет. Христос другой. Да, Он смирился до смерти, смерти крестной. Но Он не "пушистый", Он жёсткий, Он сильный. Господь крепок, Господь силён, Господь силён в брани. Об этом пишет 23-й псалом.
Это пророческие стихи о схождении Христа во ад. Он сошёл туда как сильный, как гневный, как разрушающий, как бьющий, как наказывающий. Говорит: забирайте ворота ваши, забирайте князя, уходите в сторону. Господь сошёл. Кто такой Господь? Господь сил, Царь славы. И получается, 23-й псалом – это про Христа. Христос – Царь славы. Об этом пророчески говорит 23-й псалом.
Читайте Псалтирь, христиане. Пока вы ещё живы. Потом будет поздно. Потом за вас будут читать Псалтирь. Если будут, конечно. Потому что за некоторых и не будут. Не найдутся такие. С Богом.