"Приблизилось время Великой Жатвы": В каких случаях кричат Небесные Ангелы – отец Андрей Ткачёв
В таинственной Книге Апокалипсиса немало говорится о Великой Жатве, неких страшных и великих событиях, которые влекут огромные жертвы, но при этом совершаются ангелами по приказу Самого Господа. Но что же это за Жатва? И как с ней связаны страшные войны человеческой истории? Наконец, почему Слово Божие об этих событиях лишено сентиментальности и для большинства из нас совсем неприятно? На эти непростые вопросы в очередной части цикла бесед об Апокалипсисе сегодня ответит известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв.
Есть такое понятие, совершенно земное, но имеющее и духовное измерение – "жатва". Вот, например, Господь наш Иисус Христос однажды сказал Своим ученикам: "Посмотрите на нивы: побелели они, созрели для жатвы... Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою". То есть духовная жатва – это некое собирание духовных плодов.
Например, какой-то народ уже готов к принятию Евангелия и вовремя к этому народу приходит какой-нибудь благой учитель, например, Николай Японский к японцам или Косма Этолийский к потуреченным грекам, и начинает "сеять". А вовремя сказанное, посеянное Слово Божие приносит большие плоды. Отсюда – жатва. Отдельно о жатве писал святой Николай Сербский: жатва Господня была при Нероне, при Диоклетиане и при Траяне. Были жатвы советские и жатвы турецкие, отсюда различные мученики и новомученики. Для глаза человеческого это какой-то ужас, торжество жуткого беззакония. А для ока духовного оказывается, что это жатва. И вот как об этой жатве пишется в Откровении Иоанна Богослова:
И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.
Вообще, страшно представить, как кричит ангел. Вообще, когда ангел кричит – это что-то ужасное. Не знаю, как апостол Иоанн выжил вообще, всё это видя и слыша. И образ этой жатвы здесь апокалиптический: ангелы умоляют сидящего на облаках Сына Человеческого в златом венце, чтобы Он, наконец, употребил власть и собрал пшеницу в Свою житницу. Об этом ещё Иоанн Креститель говорил и в притчах Своих Сам Господь говорил, что поле – это мир, а сеющий семя есть Сын Человеческий, пшеница – это сыны Царства, а плевелы – сыны неприязни. А жатели – это ангелы.
То есть всё складывается в одну точную, но довольно жуткую картину. Интересно, что ангелы не имеют никакой сентиментальности, у нас с ними разная природа. Если мы, например, видим какую-нибудь собаку, передавленную трамваем, нам её жалко, потому что мы тоже телесные. Мы боимся, плачем, страдаем от холода и голода. И нам понятен даже скулёж собаки, у которой перебило лапку. Нам понятно, а ангелу непонятно. И если Бог ему прикажет карать – он будет карать и не будет морщиться. Бог скажет ему собирать в житницу, он будет собирать и тоже не будет морщиться. Не будет ни улыбаться, ни морщиться, но будет исполнять Волю Божию.
Эти ангелы – участники мировой истории. Они будут всё пожинать и связывать в снопы. Грешник к грешнику, праведник к праведнику, все будут в снопы связаны. Например, если Суд Божий, например, застанет нас ранним утром в воскресенье, то грешники будут собраны в ночных барах, если ещё не успеют повыползать из кабаков своих. А праведники будут собраны на ранней Литургии. И эти, и те будут в снопы связаны.
На самом деле всё это очень реально, всё это говорит нам Слово Божие, которое, по какой-то странности, превращено у нас во что-то "сладенькое", "мягонькое" и всем "приятненькое". Но ничего подобного, в Священном Писании всё строго и не сентиментально. И вот, сегодня мы говорим о жатве. Всех нас ждёт Великая Жатва, и все страшные жертвы Первой мировой, Второй мировой и других войн и межвоенных трагических событий – всё это Великая Жатва. Господь жнёт и собирает, отсеивает плевелы и наполняет житницу.
Именно так надо думать о нашей кошмарной истории, глядя на неё сверху вниз глазами Евангелия. Дай Бог ума каждому человеку. Мы читали 14-ю главу Откровения святого Иоанна Богослова, Книги Апокалипсиса. Христос да хранит вас! Читайте, молитесь. Время коротко.