«Ленинград» мёртв, а Бог уже нет
Богохульным клипом Шнур доказал, что он не популярней Иисуса и не талантливей «Битлз»
Российский шоу-бизнес устроен по принципу поручика Ржевского: «Хоть кошку пивом обольём». 90% потуг его деятелей уходит на то, чтобы скопировать западные мелодии, шоу, трюки и, на худой конец, скандалы. Получается даже не пиво на кошку, а моча на таракана, но другого метода ловли хайпа наши креативщики, похоже, уже не знают.
Сергей Шнуров, которому раньше хватало таланта на большее, решил отметить прощальный тур распускаемого «Ленинграда», спустившись на тот же уровень токсичной имитации, и запустить религиозный скандал, в своём новом клипе упоминая имя Господа всуе и глумясь над христианской символикой.
Почему – понять нетрудно. Хайп на богохульстве в современной поп-музыке считается рецептом успеха. Все вспоминают, как Джон Леннон сказал, что «"Битлз" популярнее Иисуса», и ему ничего за это не было, а Луиза Чикконе плясала среди крестов и тоже жива-здорова. К тому же именно сейчас нападки на христианство в России популярны как никогда со времён «Союза воинствующих безбожников»: храмоборческая истерия, ярая критика в прессе старцев. Почему бы главному злому скомороху страны не посягнуть и на Самого Спасителя? И самому заполучить скандальный пиар и овации рукопожатной общественности в одном флаконе.
Но никто, честно говоря, не ожидал, что Шнуров начнёт глумиться не над «попами на мерседесах» и прочими карманными монстриками антицерковной пропаганды, а непосредственно над Самим Господом. Создатели ролика, конечно, разместили лживый дисклеймер, что они «уважают все религии» и «не оскорбляют никаких реальных религиозных символов», но это неправда. В клипе его режиссер Лео Колосовский напрямую издевается над Христом (представленным как «Джизус Суперстар» слащавых протестантских картинок и оперы Райса и Вебера), непорочным зачатием, схождением Святого Духа в образе голубином, нимбами святых, умножением хлебов, Рождеством, кокетничает с есенинским «выплёвываю причастие». В общем, богохульство во весь рост и безо всяких попыток его замаскировать.
Философия этого произведения тоже немудрящая, что у твоего Остапа Бендера: «Религия – опиум для народа». Проговаривается прямо девицами после употребления «марок»: «Попрёт, попрёт – ты главное верь». «Религиозные видения» героине на героине предстают, таким образом, как наркоманский бред. Верующие – это обдолбанные, вера – это мираж, всё, что остается, когда отпускает – это «планшет с фотками» (то есть вдохновлённое верой искусство), а всё остальное, включая жизнь человека, – бессмыслица, что подчёркнуто трагическим финалом.
Хайп сорван. Заказ исполнен. Ничего, что песня нечеловечески бездарна даже для Кати Лель, не говорю уж о Шнуре, которого мы знали когда-то. Можно ехать в «прощальный тур».
Только, ребята, вас немного обманули. Джону Леннону не «ничего не было» за его слова. Знаменитое антихристианское интервью с пассажами о том, что христианство кончится раньше, чем рок-н-ролл, стало фактически концом «Битлз». Оно не произвело никакого впечатления на духовно умершую Британию, зато в США, где и тогда было, и сейчас есть немало ревностных христиан, оно произвело эффект разорвавшейся бомбы. Радиостанции отказывались ставить песни квартета, пасторы и католические священники предупреждали христиан о недопустимости ходить на концерты, мэрии отказывали в предоставлении концертных залов и стадионов. Опасным противником показал себя Ку-клукс-клан, бывший до его разгрома ФБР в 1970-е годы не бандой одиозных расистов и линчевателей, а массовой организацией консервативных христиан Юга США. Клановцы пикетировали все концерты, сжигали пластинки, добавляя совершенно легальным протестам нотку брутальности.
Битломания как массовый феномен закончилась, Леннон оказался не Лениным и скоро начал испуганно и путано извиняться. Концертная деятельность стала для группы ненадёжной экономически и рискованной физически, а потому перестала быть интересна самим музыкантам. Джордж Харрисон даже порывался уйти из группы. «Битлз» прекратили концертную деятельность, собираясь только для записи альбомов и всё больше отчуждаясь друг от друга. Менеджер Брайан Эпштейн, оказавшийся ненужным улыбчивый гомосексуалист, совершил самоубийство. После новых скандалов и ссор, включая скандал с индуистским сектантским гуру Махариши, «Битлз» распались. Группа была убита именно скандалом с ленноновским богохульством.
«Ленинград», право же, не талантливей и не важней для мировой музыкальной культуры, чем Леннон. Православные христиане в России не на помойке себя нашли. Поэтому не вижу никаких причин отделываться презрительным фырканьем и спускать Шнуру и Колосовскому богохульство.
Пусть «прощальный тур» «Ленинграда» станет провальным. Пусть местные власти отказывают ему в площадках. Пусть перед оставшимися концертами проходят пикеты молодых христиан и проповедуют миссионеры. Пусть нельзя будет войти одновременно в этот концертный зал и в храм – придётся выбирать. Всякому терпению перед лицом глумления над верой есть свои пределы. Всякому разумному человеку уже понятно, что здесь не христиане гонят искусство, а заказчики концерта гонят веру и Бога: «Христиан ко львам медиахайпа!» – изменились технологии, но не суть адовой работы. У русских нет своего ку-клукс-клана – и это, пожалуй, наше достоинство, – но это не значит, что мы не способны к самоорганизации. И даже если не везде она будет успешной, нужно же на чём-то тренироваться. А здесь клиент своим богохульством обслужил себя сам.
«Мне бы в небо» – пел когда-то Шнур. Что ж, похоже теперь, представ пред вратами Суда, он рискует услышать в ответ кое-что из другой своей песни – «Дорожная».
«Ленинград», а тебя я не люблю – ехай...