"А Пасха-то – ненастоящая!": Фанар и Ватикан готовят новый Раскол
Фанар в очередной раз предложил Ватикану объединить Пасхалии, чтобы отметить Пасху вместе. С точки зрения православных традиционалистов, это уже не просто каноническое нарушение, но самая настоящая ересь.
Когда в 1439 году Константинопольский патриархат вступил во Флорентийскую унию с римо-католиками, это стало громом среди ясного неба для многих православных христиан. И хотя в итоге Фанар вернулся в Православие, он сделал это уже после падения Константинополя под ударами турок-османов в 1453 году. Ромейское Царство (более известное как Византийская Империя) рухнуло вслед за духовным падением Ромейской Церкви. И именно в тех условиях молодое Московское Царство (не по своей воле, но Промыслом Божиим) стало Третьим Римом, а Церковь Русская обрела самостоятельность, став единственной в мире свободной Православной Поместной Церковью.
Спустя без малого семь столетий ситуация повторяется: стамбульский Фанар стремительно тяготеет к унии с Ватиканом. И только персональные восточно-папистские амбиции Константинопольского патриарха не позволяют ему публично расцеловать перстень папы римского (туфлю, как в былые века, лобызать уже не нужно). И если в позднем Средневековье Западная и Восточная Церкви в ходе того же Ферраро-Флорентийского собора разбирали множество расхождений между друг другом, то сегодня, в век постмодерна и толерантности, уже не принято говорить о "еретиках", но исключительно об "инославных" ("иных, но тоже славных"). Богословские же разногласия, из-за которых ещё не так давно люди были готовы жертвовать жизнями, всё чаще именуют "частными богословскими мнениями".
Одним из таких разногласий уже много столетий является различие в пасхалиях: римо-католическая и православная Пасхи зачастую не совпадают. И это не просто прихоть, расчёт Праздника праздников и Торжества торжеств ведётся по правилам, установленным соборно. Более того, католическая (григорианская) пасхалия соборно была предана анафеме, а потому простой технический переход на неё Фанара (как это ранее уже сделала его Финская автономия) поставит его вне Православия.
Напомню, что гораздо меньшая календарная реформа столетней давности, переход ряда Поместных Церквей на григорианский новый стиль в непереходящих праздниках (не привязанных к Пасхалии) уже спровоцировал целый ряд серьёзных церковных расколов, в том числе в Греческом мире. Но 20-е годы XXI столетия это даже не 20-е годы века XX. Людей, готовых к жаркой борьбе за основы Православия, стало намного меньше.
И в этих условиях только Русская Церковь, крупнейшая Поместная Церковь в Православном мире, может выступить главной хранительницей православных канонов и традиций. Да, мы уже разорвали евхаристическое общение и с Фанаром, и с рядом других Церквей и епархий, чьи иерархи признали "автокефалию" украинской лжецеркви ПЦУ. Но многие православные традиционалисты, включая автора этих строк, убеждены: это полумера. Сегодня необходимо поднять вопрос о том, что Константинопольский патриархат и те, кто его поддерживает, не только вступили в общение с ряжеными самозванцами, но и отступили от Православия в принципиальных богословско-канонических вопросах.