Жительница села “Мария руска” в Гагаузии сохранила русский паспорт и бережет традиции
Девяностотрехлетняя Мария Митова, в девичестве Эдинберг, из Кириет-Лунги имеет латышско-украинские корни, но все ее знают и зовут “Мария руска”, что значит, русская Мария. Так односельчанам было проще объяснять, о ком идет речь.
Каждая человеческая судьба уникальна, у каждой своя история. Народная память формирует будущее нации, и наша задача сохранить ее, передавать из поколения в поколение, уважать каждую человеческую жизнь, учиться и делиться опытом. Ничто так не мотивирует, как рассказы пожилых людей о пережитых трудностях, их стойкость и твердость духа.
История жизни жительницы гагаузского села Кириет-Лунга удивляет и восхищает. Трудности не сломили женщину. Подобный пример в очередной раз подтверждает способность людей уживаться в любых условиях, независимо от национальности, вероисповедания и взглядов на жизнь.

Девяностотрехлетняя Мария Митова, в девичестве Эдинберг родилась в селе Кириет-Лунга в довоенное время - в 1930 году. Всю свою жизнь Мария Андреевна прожила в селе, здесь вышла замуж, родила детей, работала и вышла на пенсию.
Трудолюбивая Мария Митова многое не помнит, но до сих пор справляется по хозяйству
Жизнь Марии Андреевны Митовой, как и жизнь многих людей ее возраста, была нелегкой. Она пережила трудные времена, много работала, но никогда не жаловалась на жизнь, на это времени совсем не оставалось. Дочь, Раиса Митова, вспоминает, что мама всегда была чрезмерно трудолюбивой, отзывчивой. О истории пожилой женщины рассказало местное издание.
«Мама никогда не воспитывала нас в строгости. Она сама много работала, но нас никогда не заставляла что-либо делать. А впоследствии, уже в моей взрослой жизни, она очень помогала мне, за что я ей очень благодарна», - рассказывает Раиса.
По словам дочери, мама в обществе всегда была тихой, смиренной, в напрасные споры не вступала, однако всегда была за справедливость. Очень хорошо относилась к невесткам, принимала их, как своих детей. Правда, сегодня Мария Андреевна уже плохо помнит события прошлых лет своей жизни. Но в разговоре часто говорит о том, как приходилось много работать. Эти события запечатлелись в памяти на всю жизнь.
«Были трудные времена. В голодные годы выкапывали корни какой-то травы, не знаю названия, и ели их. Ели все, что было. Работали в поле. Когда косили пшеницу, в карманах прятали немного зерна, а дома пропускали его через дробилку и варили жидкую кашу. Потом еще много работы было в разных местах и селах. Куда отправляли, туда и ехали», - вспоминает Мария Андреевна.
Дочка Раиса, по рассказам матери, знает, что родители дом отапливали тезеком (твердое топливо, создаваемое из помёта животных- прим. автора). Спичек не было, а керосин был в дефиците. Приходилось постоянно поддерживать огонь в очаге: боялись, что погаснет. Мама часто рассказывала про послевоенное время, когда во время голода мертвых на кладбище возили на санях. Многие умирали от истощения. Часто вспоминала, как жители села дружно жили - одной большой семьей, даже одежду одалживали друг у друга. Так, один свадебный костюм могло носить полсела. А вот женщины обязательно имели минимум две косынки, одна для работы и другая парадно-выходная. А чтобы она выглядела нарядно, ткань помещали в сыворотку от брынзы. Это помогало сделать платки накрахмаленными. Тогда это было в моде. У Марии с супругом Георгием родилось трое детей: Раиса, Дмитрий и Федор (ныне покойный). Георгия призвали в армию, когда старшему сыну исполнился один год. Молодая женщина три года ждала возвращения мужа.
«Отец писать не умел. Но письма отправлял часто. Сначала ему помогали составлять текст сослуживцы, а потом он научился переписывать тексты из старых писем, что-то добавляя, изменяя», - рассказывает сын нашей героини Дмитрий Митов, работавший председателем колхоза в период 1997 - 2000 годов.
После армии отец устроился на работу, развозил воду рабочим на поля, затем трудился на железнодорожной станции в погрузочном пункте в Чадыр-Лунге. По словам детей 93-летней женщины, в молодости мама работала на животноводческой ферме, потом на табакзаводе, затем устроилась на работу в виноградарскую бригаду, где и проработала до пенсии. За свое трудолюбие Мария Митова в 1981 году была отмечена медалью «За трудовую доблесть». В эти же 80-е годы женщина отмечена различными дипломами за высокие производственные показатели. Мария Андреевна до сих пор ежедневно интересуется, успели ли домочадцы покормить хозяйство, вскопали ли, высадили в огороде рассаду, заготовили ли дров впрок. И до сих пор старается, по возможности, заниматься домашними делами.

Латышско-украинские корни семьи Митовых из Кириет-Лунги
Родители Марии Андреевны Андрей и Наталья Эдинберг были приезжими. Бабушка – украинка, родились на Украине, в Саратском районе Одесской области. Внуки знают, что работала она поваром в детском саду, гагаузский знала плохо, говорила на русском языке. Но когда именно Эдинберг приехали в село, уже никто из родственников не пом- нит. Долгое время внуки думали, что дедушка по национальности был немцем, пока не наткнулись на архивные документы, где в графе национальности деда была надпись – латыш.
«Однажды, несколько лет назад, я наткнулась на архивную запись. И узнала, что дед Андрей Эдинберг был на самом деле латышом, а не немцем, как мы всегда думали. Хотя он и говорил по-немецки. Мама рассказывала, что в военное время, когда в селе обосновались немцы, к ним, как и ко многим другим односельчанам, пришли военные выпрашивать продукты, кажется, яйца просили. Но дед заговорил с ними по-немецки, видимо, это их впечатлило, и они больше не приходили», - рассказывает дочь Марии Раиса.
Сын Марии Андреевны Дмитрий Георгиевич говорит, что деда не видел, он рано умер. Но из слов матери знает, что он был грамотным человеком, и с ним в селе считались. У Натальи и Андрея было много детей, но не всем удалось выжить в тяжелые голодные годы. Но в селе еще живет носитель фамилии Эдинберг - брат Марии Андреевны Григорий. Ему 91 год. Раиса Георгиевна Митова говорит, что фамилия со временем была видоизменена, вместо заглавной буквы стали писать “Е”. Вот и получилась фамилия Единберг.
«Со мной в одном классе училась моя двоюродная сестра. Она всегда в журнальном списке была последней, но в какой-то момент оказалась в начале списка, так как фамилия начиналась на букву “Е”, - вспоминает дочь пожилой женщины. У Марии Андреевны шесть внуков и десять правнуков. Правда, не все рядом, многие за границей. Но и пожилая женщина уже не всех помнит. Примечательно, что по паспорту Мария Андреевна не украинка, не латышка, не даже гагаузка - она русская. По окончании беседы Мария Андреевна встает и медленно идет к печи: надо проверить, не потух ли огонь, и, если надо, подкинуть дрова.

Уважаемые читатели "Царьграда"!
Вы можете читать новости "Царьград Молдавия/Приднестровье" в удобном для вас формате в Вконтакте и Одноклассники. Также подписывайте на наш Телеграм-канал.
Если вам есть, чем поделиться с редакцией "Царьград Молдавия/Приднестровье", присылайте свои наблюдения, а также новости на нашу почту: tsargrad.moldova@yandex.ru