Зелёнка, йод и "коктейли Молотова": Как пытались сорвать выборы в России
Несколько человек, пытавшихся сорвать голосование на выборах президента, были задержаны полицией. Некоторым из них грозит срок до пяти лет лишения свободы. Что толкает молодых и не очень молодых людей совершать преступления и теракты, забрасывая школы "коктейлями Молотова"? Об этом поговорим с нашим экспертом Георгием Фёдоровым.
Выборы президента России, которые проходили с 15 по 17 марта, не обошлись без инцидентов. Так, в первый день голосования в Москве урну с бюллетенями залили зелёнкой. Подобные случаи были зафиксированы в Воронежской и Ростовской областях, в Карачаево-Черкесии и Симферополе. В Новосибирске участницу "зелёного флешмоба" удалось задержать, и бюллетени не пострадали. Но самой девушке грозит до 5 лет лишения свободы за попытку сорвать выборы.
Фото: Царьград
Кроме зелёнки, использовались также йод и "коктейли Молотова". В Санкт-Петербурге 21-летнюю девушку задержали, когда она пыталась поджечь вход на участок, чтобы создать препятствия для прохода избирателей. По данным следствия, задержанная получила задание и адрес, где должна была совершить преступление, от неизвестных лиц, с которыми общалась по телефону. А в Свердловской области 18-летней поджигательнице украинские кураторы обещали заплатить 150 тысяч рублей за поджог. Но перевели только 2,5 тысячи, потребовав поджечь ещё один участок, чтобы получить остальное. Девушка отказалась и пошла домой, где её и задержали.
По словам председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой, провокаторы проводили все эти противоправные акции за вознаграждение. Она напомнила об уголовной ответственности за срыв голосования и воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ). В настоящее время максимальная санкция по данной статье составляет до пяти лет лишения свободы.
Почему люди идут на эти преступления? Этот вопрос ведущий "Первого русского" Юрий Пронько обсудил с главным редактором информационного агентства "Аврора" Георгием Фёдоровым в эфире программы "Царьград. Главное".
Как вербуют граждан?
Юрий Пронько: Георгий, на ваш взгляд, что происходит? Если вы обратили внимание, то люди говорят о том, что все эти ЧП виновные фиксируют на телефон. Складывается впечатление, что они перед кем-то должны отчитаться. Что скажете?
Георгий Федоров: К сожалению, это не первый случай. Мы помним, что в течение последнего года были случаи полутерроризма, полувандализма. Когда какая-то пенсионерка кинула "коктейль Молотова" в военкомат, пытаясь поджечь. И это, как выяснилось, было скоординировано с украинской стороной. Или когда мошенники забирают деньги у пенсионеров каким-то образом и потом через такую примитивную манипуляцию людей, находящихся в отчаянном положении, как бы зомбируют, заставляя совершать ужасные поступки.
Фото: Царьград
Я посмотрел видео с этими женщинами, которые что-то там поджигали. Они это делали не из каких-то политических соображений, а именно потому, что противник очень неплохо работает и имеет технологические возможности изъятия денег. Плюс, общая дурость. Видимо, их эмоциональное положение в этот момент было какое-то очень тяжёлое. У моей тёщи, например, таким же мошенническим способом деньги вытащили. Слава Богу, ничего поджигать не заставили.
— Подождите, вот это важный момент. Вы знаете это не понаслышке, не из видео, а что называется из собственной жизни. Что происходит? Ведь речь идёт о взрослых людях. Ладно, когда подростков пытаются затащить за некую сумму денег. А здесь какие, Георгий, технологии?
— Технологии очень простые. Сначала через мошеннические технические средства или свои базы данных по какому-то пенсионеру они обманным путём снимают все накопления. После этого делается звонок. И если ты хочешь, чтобы тебе вернули эти деньги, нужно сделать то-то и то-то. Причём, очень быстро.
Фото: Царьград
Мошенники и те люди с украинской стороны (уже доказанный факт), которые за этим стоят, психологически работают очень быстро. Говорят, что надо сфотографировать, прислать отчёт и тогда тебе всё вернут. Естественно, никто никому не переводил и никогда не отдавал никаких денег. Но задачи террористов и их пособников были выполнены.
Я ещё раз напомню, что это уже не первый акт. И если вы посмотрите, погуглите, то таких случаев было уже несколько. И пенсионеры признавались, что именно вот по такой схеме они в эту ситуацию вляпывались.
Чаще всего используют женщин
— Хорошо. А вот девушка из Петербурга. Ей 21 год. Честно говоря, у меня не выходит из головы. Потому что она свою жизнь, всю, на ближайшие годы, мягко говоря, изменила. Чем человек руководствуется? Она понимала, по какой статье пойдёт или не понимала? Или это уже идейные такие идейные борцы с "кровавым режимом", которые готовы бросать "коктейли Молотова" в избирательные участки. На мой-то взгляд, они очень сильно ошибаются на предмет того, что власть заметит и отреагирует. Разве что применит только Уголовный кодекс.
— Понятно, что если ты выходишь на несанкционированный митинг — это одна история. А вот попытка поджечь избирательный участок — это другое. Это, действительно, уже серьёзное уголовное преступление, террористический акт, за который ты будешь отвечать.
Фото: Царьград
Но надо понимать, что вербовщики с разных сторон очень часто умеют идеологически обрабатывать тех или иных неокрепших персонажей, чтобы те делали разово такие акции. Например, террористы, которые совершают какие-то террористические акты по религиозным признакам, они тоже очень серьёзно подвергаются определенным манипуляциям и психотехникам. И в данном случае вот это вынуждение людей по идеологическим, религиозным или каким-то иным мотивам совершить такие действия, они очень хорошо подготовлены.
Я не хочу никого гендерно обидеть, но очень часто такие неявные, бессмысленные, страшные действия делают какие-то молодые девушки. Когда произошёл теракт с Владленом Татарским, там тоже была молодая девушка. Которая, видимо, до конца не понимала, что она делает. Либо была в таком состоянии, которое объяснить рационально нельзя. Тем более, что у женщин эмоциональное очень часто перевешивает рациональное. Особенно если кто-то имеет возможность правильно с ней провести вербовочные и психологические мероприятия, и так далее.
Суд приговорил Дарью Трепову*, устроившую теракт в кафе в Санкт-Петербурге, к 27 годам колонии. Фото: Сергей Петров/globallookpress
То есть это целые технологии, которые, к сожалению, работают. И не только в политической сфере, но и в религиозной.
Мы видели очень много страшных терактов с участием молодых людей на какой-нибудь площади, в какой-нибудь стране. И непонятно почему. Вроде бы они были из светских, и проблем у них не было. А как выясняется, их вели, обрабатывали и готовили к этому.
Поэтому я думаю, что и в этом случае их готовили заранее к тому, чтобы проводить такие акции в момент выборов.
Пять лет за зелёнку
— Хорошо. Предположим, попытка атаковать избирательный участок "коктейлем Молотова" — это такой радикальный шаг. Причём мы видим два участка из тысячи, которые открылись. Собственно, это произошло в двух столицах. И вот этот залив краской или зеленкой избирательных бюллетеней… Человек искренне верит, что власть таким методом изменит свою политику? Или эта уйдёт, а другая придёт? Я просто хочу понять, в чём суть, для чего?
— Это классический акционизм, который, скажем так, на Западе уже используется очень давно. Не для того, чтобы там что-то сменить, а для того, чтобы вирусно распространилось это видео. Потому что такие видеоматериалы, горячие…
— Георгий, но за это пять лет! До пяти лет! Это же срок.
— Есть разные люди. И по поводу этих терактов. Я ещё раз напомню, что, как правило, за такими терактами, в том числе стоят какие-то представители спецслужб других стран. По-моему, на сайте американского посольства или британского недели две назад были предупреждения для граждан США, Британии и других западных стран, что в России на днях могут произойти теракты. Помните, да? Я думаю, что это информация была как раз про возможные акции терроризма и, очевидно, на избирательных участках.
Фото: Shadi Hatem/globallookpress
Потому что технологии вербовки и вынуждения таких акций прямого действия, вандализма или терроризма, они готовятся заранее. И надо понимать, что, действительно, какое-то количество молодежи, которая озлоблена или радикально настроена, оно, всё-таки, существует.
— То есть, они готовы сесть на пять лет за зелёнку и получить десятки лет за попытку теракта?
— Ну, я думаю, что да. Если вспомнить, например, дореволюционную Россию и 90-е годы, то там, к сожалению, тоже было огромное количество молодёжи, которые выбрали терроризм и теракты, с точки зрения своей политической позиции.
* Росфинмониторинг внес Дарью Трепову в перечень экстремистов и террористов