Здесь ждут второй фронт: Репортаж с открытой границы
Протесты в грузинской столице ожидаемо повлияли на настроения в признанной Россией Южной Осетии. Жители Цхинвала с тревогой смотрят в сторону границы, прекрасно понимая: если силы, вышедшие на тбилисские улицы, победят, новой войны не миновать. Слишком уж она нужна тем, кто хочет открытия "второго фронта" против России.
Майдан с грузинским акцентом
Уличные беспорядки вспыхнули в Тбилиси после того как большинство депутатов грузинского парламента проголосовали в первом чтении за принятие законопроекта "О прозрачности иностранного влияния". Документ, являющийся, по сути, калькой с принятого ещё в 1938 году американского закона об иноагентах FARA, предусматривал создание единого реестра неправительственных организаций и средств массовой информации, чьи бюджеты состоят из иностранных денег более чем на 20%. Строго говоря, вариантов этого закона было два – более мягкий позволял присваивать статус иностранного агента только юридическим лицам, а его несоблюдение грозило нарушителю штрафом. Жёсткий же вариант распространялся ещё и на физлица, причём наказание могло быть и уголовным.
Инициаторами появления закона стали представители общественного движения "Сила народа" и правящей партии "Грузинская мечта – Демократическая Грузия", составляющие парламентское большинство. Стоит ли говорить о том, что подобная законотворческая деятельность вызвала шквал недовольства у оппозиционных сил, давно и прочно сидящих на американских грантах? Да и сами грантодатели немного обалдели от подобной самостоятельности. А тут ещё и премьер-министр Ираклий Гарибашвили, выступая перед журналистами на международной туристической ярмарке в Берлине, осмелился напомнить, что Грузия является суверенным государством:
Хочу всем сказать, что в стране закончилось время, когда политики и власть служили интересам иностранных государств. Мы служим интересам Грузии. Пусть все хорошо это запомнят и не пытаются вмешиваться во внутренние дела нашей страны. Вот это хочу сказать тем европарламентариям и некоторым коррумпированным бюрократам, которые поучают грузинский народ,
– заявил политик, и вскоре после этого заявления в Тбилиси, что называется, полыхнуло. Да так, что министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя события, провёл крайне тревожные параллели:
Очень похоже на киевский Майдан. Никаких сомнений нет, что закон о регистрации тех неправительственных организаций, которые получают зарубежное финансирование в размере 20% всего-навсего от своего бюджета, был лишь поводом для того, чтобы начать, в общем-то, попытку силовой смены власти.
Чем всё закончилось в Киеве, мы прекрасно знаем. Чем может закончиться в грузинской столице, можем только предполагать, но все предположения сводятся к одному факту – если оппозиционеры одержат победу, новой войны не миновать. Тем более что призывы вернуть Сухум и Цхинвал уже прозвучали. Да и русский флаг уже был сожжён. По этой причине жители Южной Осетии и выглядят встревоженными.
Цхинвал готов ко всему
Внешне столица небольшой независимой республики на южных склонах Кавказского хребта выглядит спокойно. О "пятидневной войне" 2008 года здесь напоминает разве что башня взорванного грузинского танка на крыльце Министерства юстиции, которую не стали утилизировать, а превратили в своеобразный монумент. Однако люди хорошо помнят то августовское вторжение, названное агрессорами операцией "Чистое поле", и по этой причине внимательно следят за происходящим в Тбилиси. Настроения у многих воинственные. Такие, как у продавца с цхинвальского рынка Томаза Валиева, например. Пожилой мужчина нисколько не сомневается в том, что, если история повторится, то её финал будет для грузин печальным:
Придут и, как раньше, в 2008 году, бегали от нас, так и теперь побегут. А нам война не нужна, пусть те, кто её хочет, воюют у себя дома!
Томаз Валиев. Фото: Царьград
Вторит торговцу и общественный деятель Таира Хасбиева:
Да, народ обеспокоен, и это объяснимо – граница с Грузией у нас слишком прозрачная. Но я уверена, что мы в случае нападения сможем справиться. Наши ребята, которые сейчас воюют в зоне СВО за будущее России и за будущее моей родины Южной Осетии, постоянно звонят сюда и говорят, что при необходимости приедут защищать свои дома. А я сегодня обратилась к руководству страны с просьбой закрыть границу, которая открывается каждый месяц на 10 дней. Я, конечно, волнуюсь, но знаю, что победа будет за нами.
Таира Хасбиева. Фото: Царьград
И всё же, несмотря на ожидание худшего, в людях живёт надежда. Надежда на то, что в Грузии победят не поклонники Михаила Саакашвили и ему подобных персонажей, а здравый смысл и благоразумие. Об этой надежде рассказывает политолог Батрац Дзуцати, воевавший здесь и в 2008-м, и в далёком уже 1992-м. Знающий, что собой представляют нынешние грузинские реваншисты, но всё равно верящий в то, что до самого страшного не дойдёт:
Я надеюсь на разум и политического руководства Грузии, и её народа. На то, что они не пойдут на повторение тех событий. Хотя ситуация, конечно, тревожная. Закон об иноагентах сняли с повестки дня, но оппозиции этого мало, и сейчас речь идёт уже об уходе в отставку премьер-министра и о новых выборах в парламент.
Батрац Дзуцати. Фото: Царьград
Что с того?
Зная американцев, трудно рассчитывать на то, что они в этой грузинской истории остановятся на полпути. Слишком уж удачно расположена эта закавказская страна и слишком уж жива в ней обида за нашу победу в августе 2008 года. Премьер Гарибашвили, конечно, говорит, что никакого "второго фронта" здесь не будет, но президент Саломе Зурабишвили при этом в разгар противостояния находилась в США, что чётко показывает, откуда дует "ветер перемен".
Да и ставший уже знаменитым в России американский экс-разведчик Скотт Риттер уверен, что из Грузии собрались сделать этакую "уменьшенную копию" Украины – не зря же скандально известное Агентство по международному развитию (USAID) ежегодно направляет сюда по 40 млн долларов. Да если бы только в Грузии было дело! Пояс нестабильности вокруг русских границ расширяется – Молдавия, Армения, Казахстан… Везде, куда протягивает руки Америка со своими "фондами", рано или поздно начинают происходить сначала политические катаклизмы, а затем и военные.
Что делать в этой ситуации России? Заканчивать победой спецоперацию и начинать более активно продвигать свои интересы в соседних государствах. Принцип "мягкой силы" может быть крайне эффективным, если, конечно, его использовать должным образом. А с этим дела у нас обстоят пока что неважно. Надо просто это признать и начинать работать уже сейчас.