«Заплати или сдохнешь!»: Коллекторы собираются выбивать долги за коммуналку
Эксперты прогнозируют, что включение негосударственных структур в процесс возврата коммунальных задолженностей приведёт к росту социальной напряжённости: под угрозой – свыше 20 миллионов жителей страны.
Коллекторские агентства хотят допустить к полноценной работе по взысканию долгов с населения за коммунальные услуги.
По замыслу авторов изменений в действующее законодательство, это позволит снизить количество нарушений, допускаемых сегодня управляющими организациями, которые пытаются добиться возврата задолженностей от граждан самостоятельно.
Однако эксперты Царьграда полагают, что эффект может получиться совершенно обратным: допуск коллекторов приведёт, считают они, к бурному расширению теневого рынка «выбивателей» и массовым нарушениям.
Рынок взыскания просел, и коллекторы ищут новые способы зарабатывать
Кусок, на который нацелились коллекторы, вне сомнений, представляется очень привлекательным: долги населения за жилищно-коммунальные услуги растут – причём с незавидной регулярностью, примерно на 10-20 процентов в год. В ноябре прошлого года на одном из совещаний в правительстве сообщалось, что задолженность потребителей достигла суммы в 1,3 трлн рублей, что, соответственно, создает огромные проблемы для отрасли ЖКХ в целом.
Авторы изменений в действующее законодательство считают, что это позволит снизить количество нарушений, допускаемых сегодня управляющими организациями, которые пытаются добиться возврата задолженностей от граждан самостоятельно. Фото: АГН «Москва»
Логика здесь простая: люди не платят – соответственно, недополучают организации, поставляющие эти услуги, а они, в свою очередь, не могут рассчитаться с поставщиками, в итоге теряет бюджет.
Должникам банков оставят деньги только на хлеб
Впрочем, примерно треть из той суммы, которая уже накопилась, относится специалистами к числу невозвратных – то есть шансов, что должники вернут деньги, начисленные по платёжкам, но не оплаченные (да ещё и с учетом пеней), практически нет. Но и оставшаяся часть, конечно, велика.
«Сегодня рынок по взысканию просел, – признаёт в беседе с Царьградом сотрудник одного из коллекторских агентств Роман. – С одной стороны, люди, наученные горьким опытом, стараются меньше рисковать с просрочками по кредитам. С другой – сегодня есть механизм признания человека банкротом, и взыскать с него ничего не получится».
Более 14 процентов населения могут покупать только продукты питания. Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»
Разумеется, продолжает он, есть значительный контингент должников, и по ним ведётся работа по возврату, однако, во-первых, велика конкуренция между самими коллекторскими конторами, а во-вторых, существенное влияние оказывает снижение платёжеспособности населения.
Он бы и не против погасить, но – не из чего, у него на еду, в буквальном смысле, не хватает,
– объясняет наш собеседник.
Соответственно, коллекторам интересны новые секторы, где можно зарабатывать.
В настоящее время подготовлен новый вариант законопроекта по возврату просроченной задолженности физлиц: об этом стало известно на состоявшемся на прошлой неделе заседании рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере коллекторской деятельности.
И вот одно из новшеств закона – появление отдельной статьи, указывающей, что взыскивать задолженность по ЖКХ смогут профессиональные коллекторы. И, очень важный момент, в отношении таких долгов, в отличие от прочих, досудебный порядок возврата просрочки перестанет быть обязательным. Впрочем, пока ещё нынешняя редакция будущего нормативного акта не является окончательной, отмечает «Коммерсант».
Под угрозой – свыше 20 млн жителей России
Между тем эксперты, опрошенные Царьградом, прогнозируют рост градуса социальной напряжённости, поскольку сегодня очень значительная часть населения не обладает достаточными ресурсами для нормального существования.
Достаточно напомнить, что почти половине семей в России хватает денег лишь на еду и одежду, а более 14 процентов могут покупать только продукты питания, на обновки и оплату как раз-таки услуг ЖКХ у них просто не остаётся средств, то есть доходы у них получаются ниже прожиточного минимума.
Да что там говорить! – официальная статистика гласит, что уровень бедности достиг рекордных отметок: свыше 20 млн жителей страны фактически вынуждены выживать. Соответственно, пострадают, в случае принятия закона, в первую очередь именно малоимущие.
Механизм-то будет прост. Если накопилась просрочка более трёх месяцев – всё, никто обсуждать, получается, и выпрашивать не будет: иск в суд, принятие решения, выдача исполнительного листа – и добро пожаловать, или коллекторам вход разрешён. А ведь всем известны методы, которыми до сих пор, пусть и намного реже, чем прежде, пользуются некоторые взыскатели. Вот только несколько громких случаев последнего времени.
Свыше 20 млн жителей страны фактически вынуждены выживать. Соответственно, пострадают, в случае принятия закона, в первую очередь именно малоимущие.Фото: АГН «Москва»
В Краснодарском крае коллекторы прислали матери должника, не выплатившего микрофинансовой организации крупную сумму денег, гроб – предварительно, как следует по законам этого жанра, пообещав расправиться с ним: избить или зарезать.
В Пензенской области применялись приёмы «из 90-х» – угрозы по телефону, унижения и оскорбления. А в Орске по всему городу расклеили фотографии должников в траурных рамках с подписями типа «Эта бабушка должна банку и не платит».
Лекарства в аптеках решили давать в кредит: А долги коллекторам органами будем возвращать?
«Хуже то, что наверняка появятся нелегалы, – уверен коллектор Роман. – Потому что если к нам, официально зарегистрированным агентствам, можно применять меры, мы подконтрольны ФССП, то подпольные конторы (кстати, нередко туда набирают бывших судебных приставов и сотрудников полиции, имеющих опыт общения с гражданами из «спецконтингента») действуют нагло, не гнушаются никакими методами».
По его словам, ничто не помешает таким структурам получать базы данных по должникам – нужно только уметь разбираться в цифрах и формулировках. И они, конечно же, готовы работать своими «методами», поскольку такие долги выбивать обычными, законными способами сложно.
Кстати, и в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств признают, что в последнее время количество инцидентов с нелегальными конторами действительно возросло.
Убрать досудебное урегулирование – значит, лишить человека возможности расплатиться
Напомним, что, в соответствии с действующим с 2017 года законом, коллекторы имеют право звонить должникам только раз в сутки и не чаще двух раз в неделю (в будни – с восьми утра до десяти вечера, в выходные и праздники – с 09.00 до 20.00), а отправлять смс-оповещения допустимо лишь дважды в день, встречаться лично – раз в неделю. Дозваниваться же со скрытых номеров запрещено. Однако эти «условности» легко обходят.
Самая распространённая уловка – автодозвон. Суть в том, что пока человек не прослушал сообщение (и, кстати, это не «требование о возврате», а «информирование»: почувствуйте разницу!) до конца, такой звонок вроде как не считается. А значит, можно долбить абонента ещё, и ещё, и ещё. Плюс телефонное давление под видом, опять-таки, уведомления на знакомых и родственников.
К чему мы об этом говорим?
Зачастую бывает так, что должник узнает о судебном иске только после ареста денежных средств на его банковском счёте. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
А к тому, что, с учётом большого количества коммунальных должников, такая история грозит обернуться очень серьёзными проблемами.
«Досудебное урегулирование задолженности за оплату коммунальных услуг, на мой взгляд, является необходимостью, – считает председатель коллегии адвокатов «Право вето» Михаил Тохмахов. – Зачастую бывает так, что должник узнаёт о судебном иске только после ареста денежных средств на его банковском счёте. Ведь не всегда место фактического нахождения квартиры, по которой начисляется долг, совпадает с местом жительства её собственника».
Пенсию в России сделают неприкосновенной для взыскания долгов. Но есть исключения
А истец и суды, объясняет эксперт, даже не предпринимают реальных мер к тому, чтобы надлежащим образом информировать должника: они просто формально направляют уведомление по месту нахождения жилья. И те, кто занимался снятием ареста со своего счёта, знают, насколько это трудозатратно и хлопотно, поэтому, собственно, досудебная процедура часто и вовсе делает обращение в суд ненужным, так как она завершается погашением задолженности.
«Участие же профессиональных коллекторов в процедуре взыскания долгов ЖКХ совершенно нецелесообразно: массовость таких долгов приведёт к многочисленным конфликтам с коллекторами, что на общем фоне борьбы со злоупотреблениями в этой сфере кажется неуместной инициативой», – резюмирует Тохмахов.
Итак, что получается в итоге.
Долги по коммуналке есть, и они велики и вредят экономике. Поэтому заниматься ими нужно – в этом нет сомнений. Вот только – какими методами? И как оценить, может ли человек вернуть их в принципе?
Иначе говоря, без реальной оценки ситуации вводить новый закон, с участием коллекторов, представляется большой ошибкой.