Запасы изоленты кончились: Чёрное золото потекло в обратном направлении
Запад хотел лишить нас экспорта нефти – у него это не получилось. Потоки чёрного золота, которые раньше лились рекой в западном направлении, теперь потекут в восточном, удовлетворяя спрос Китая и Индии. Вопреки американским угрозам и шантажу, Пекин и Нью-Дели не отказываются от русской нефти, поскольку она выгодна и продаётся с дисконтом. Для нас же важно то, что, во-первых, русские энергоносители продолжают покупать, во-вторых, скидка на нефть марки Urals постепенно уменьшается. А значит, потери для экономики будут минимизированы.
Стратегия Запада по экономическому удушению нашей страны не меняется на протяжении последних восьми лет. Меняются только активные участники данного процесса. Если раньше запевалой являлись Соединённые Штаты, торпедировавшие "Северный поток – 2", то сейчас к ним присоединился Европейский союз, ранее лишь пытавшийся "ограничить зависимость от русских энергоносителей". И Вашингтон, и Брюссель целенаправленно бьют по энергетическому сектору, прекрасно понимая, что именно он во многом служит фундаментом национального хозяйства России, по крайней мере экспортной части.
Мир изменился, но в Вашингтоне этого не заметили
Впрочем, сказать просто – непросто реализовать. Дело в том, что мир меняется. И мощь коллективного Запада в 1999 году и в 2022-м – две большие разницы, как говорят в Одессе. Так, на излёте бурного XX столетия доля США в мировом ВВП составляла 20,5%, Германии – 4,9%, Китая – 7%, Индии – 4%. По состоянию на 2021 год ситуация коренным образом поменялась: Соединённые Штаты – 14,5% (меньше на 6 процентных пунктов), Германия – 3% (минус 1), Китай – 20,1% (плюс 13,1), Индия – 8,63% (плюс 4,63). И с каждым годом ситуация становится всё более драматичной для евроатлантистов.
Это напрямую касается нефти. Растут китайская, индийская и прочие азиатские экономики – растёт соответственно и спрос на чёрное золото, который в состоянии удовлетворить Россия. Да, из-за жёстких санкций мы вынуждены продавать свою нефть марки Urals с дисконтом. В пик кризиса скидка составляла до 30 долларов за баррель, но уже сейчас она сократилась вдвое и составляет 15 долларов за аналогичный объём. Положение постепенно выравнивается. Пекин и Нью-Дели только наращивают поставки и останавливаться не собираются, хотя Запад отчаянно пытается отговорить двух азиатских гигантов от помощи России. Белый дом уже пригрозил им "последствиями" за проведение обычных внешнеторговых операций. Тем не менее это, скорее, агрессивная риторика, чем реальная угроза. США едва справляются с санкциями в отношении России, а ведь наше государство составляет 3% от мирового внутреннего валового продукта. Совершить "наезд" на КНР или Индию попросту не хватит силёнок. "Гегемону" не хватает мускулов, прежде всего экономических.
Да и на самом Западе проблем – выше крыши. Главная, безусловно, инфляция. Первая её волна была связана с работой печатного станка Федеральной резервной системы и Европейского Центрального банка, которые производили эмиссию с целью оказания социальной помощи населению в пандемию, то есть изначально носила монетарный характер, в отличие от России. Затем наступила вторая волна – энергетическая (следом пойдёт продовольственная). Цены на бензин в США и Европе растут быстрыми темпами. Джо Байден попытался купировать эту проблему, распечатав стратегические нефтяные резервы. Это не помогло и не поможет. По данным ОПЕК, мировой спрос на чёрное золото в четвёртом квартале 2022 года вырастет сразу на 4,1 миллиона баррелей в сутки, а рост предложения будет ограничен. Распечатка запасов позволит американцам сократить указанную цифру вдвое. Правда, от дефицита такая мера не спасёт, как ни крути.
Совокупность вышеперечисленных факторов говорит о многом. Проблемы макроэкономического характера испытываем не только мы, но и сами Соединённые Штаты. Показательна опубликованная на днях аналитика Deutsche Bank. По данным немецких экспертов, в 2023-м американская экономика вступит в состояние рецессии на фоне повышения ставки рефинансирования ФРС, уровень инфляции продолжит повышение, безработица через 1,5 года достигнет 5% (сейчас 3,6% – напомним, население США огромно и достигает 332 миллионов человек), фондовый рынок к лету 2023-го упадёт на 20%. Евросоюзу также придётся несладко – все эти процессы затронут и Старый Свет.
Что с того?
Первоочередной задачей для Москвы в таких условиях является диверсификация поставок с европейского рынка на азиатско-тихоокеанский. Если она будет произведена в кратчайшие сроки, эффект от западных санкций минимизируется. Если же в Кремле начнут затягивать и слушать либеральных монетаристов, это чревато чудовищными разрушительными последствиями для нашей страны. Что-то, вне всяких сомнений, делается. То же двукратное сокращение дисконта на нефть марки Urals говорит о многом: поступательно решается вопрос с международными расчётами, меняется их структура в свете санкций, купируются логистические проблемы, вызванные рестрикциями США и их сателлитов. Ключевое сейчас – не идти на поводу у глобалистов и ни в коем разе не отступать.