Заноза Эрдогана, которую вытащит только Путин: Русские загоняют Турцию в ловушку
Россия отправила в Ливию делегацию высокопоставленных военных под руководством замглавы Минобороны Юнус-Бека Евкурова. Новость о поездке опубликована в официальном Telegram-канале ведомства. Это первый официальный визит нашей военной делегации, подготовленный по итогам переговоров в рамках форума "Армия-2023", говорится в сообщении. Зачем нам эти африканские комбинации и приключения?
Ещё в 2021 году, составляя список самых агрессивных стран мира, "Первый русский" поместил Турцию на третью строчку рейтинга. Столь высокая оценка конфликтного потенциала Анкары связана с огромным количеством территориальных претензий, которые турки имеют к соседям (а соседи – к ним), а также с непомерными геополитическими амбициями президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана.
Борьба между Москвой и Анкарой ведётся во множестве локаций: в Сирии, Закавказье, Ливии. За прошедшие годы к ним добавились Украина (турецкие компании и правительство активно поставляют оружие ВСУ), а также дипломатическая плоскость, в которой турки пытаются раскрутить нас на возобновление зерновой сделки, которая выгодна им и невыгодна русскому солдату в окопах.
Именно с этой целью в сентябре в Москву на встречу с Путиным собирается Эрдоган, о чём он прямо сообщал турецким СМИ. В свете этого визита возобновление контактов с ливийским маршалом Халифой Хафтаром – очень интересная идея.
Турции очень нужна Ливия
Дело в том, что один из наиболее эффективных приёмов в отношениях между странами можно описать следующей формулой: создай партнёру проблему, а затем разменяй её на то, что тебе действительно нужно.
В этом плане Ливия для России – идеальная разменная монета: ни наша экономика, ни наша безопасность вообще никак не зависят от ситуации в ней. Но для Турции Ливия является одним из ключевых регионов приложения усилий, отмечает главный редактор "МК-Турция", автор Telegram-канала "Повестка дня Турции" Яшар Ниязбаев:
Для Турции это очень важная точка. Особенно с учётом того, что Турция хочет нарастить влияние в Восточном Средиземноморье, и она также понимает, что её отношения с Ливией влияют на будущее Кипра и на раздел недр Средиземного моря. И чтобы она могла сесть за стол переговоров, она как раз и договорилась с Ливией по поводу границ.
Иными словами, Ливия действительно важна для Анкары в геополитическом плане и потому имеет непреходящую ценность. Любой турецкий лидер будет вынужден делать всё от него зависящее, чтобы иметь влияние на эту страну.
Русские "Панцири" против турецких БПЛА
О каком масштабе неприятностей для Турции в Ливии может идти речь?
Уже как-то забылось, что в 2018–2020 годах Россия и Турция фактически вели на территории Ливии прокси-войну, самым ярким проявлением которой стала борьба русских зенитных комплексов "Панцирь-С1" с турецкими беспилотниками Bayraktar TB2 и Anka.
По заявлениям с той стороны, турецким операторам удалось сжечь не менее семи "Панцирей". В ответ наши комплексы заземлили 28 турецких "птичек". К слову, сторонниками Халифы Хафтара был потерян "Панцирь", который позднее вывезли в США на изучение.
Самым ярким проявлением войны 2019-2020 гг. в Ливии стала борьба русских ЗРК "Панцирь-С1" с турецкими беспилотниками. Фото: Vadim Savitsky/Global Look Press
На земле борьбу вели ЧВК "Вагнер", а с противоположной стороны – джихадисты всех мастей: от ветеранов местного филиала "Аль-Каиды"* до импортированных с Ближнего Востока боевиков "Исламского государства"*. Примечательно, что в других локациях между ними шла отчаянная резня, но в Ливии они воевали на одной стороне – против наших "музыкантов".
Кто правит в Ливии
После убийства в 2011 году лидера Муаммара Каддафи в стране оформились две ведущие силы:
- Правительство национального согласия. ПНС – это признанное правительство Ливии, созданное при участии Совбеза ООН и опирающееся на отряды боевиков-джихадистов и поддержку Запада.
- Палата представителей Ливии. На момент своего образования представляла конгломерат политиков, одни из которых были частью режима Каддафи, другие ему противостояли. Силовой ресурс ей обеспечила Ливийская национальная армия (ЛНА), также собранная из остатков армии Каддафи и племенных ополчений. Эту армию и возглавляет маршал Халифа Хафтар.
Маршал, который никому не друг
Советские люди привыкли положительно относиться к любому деятелю, который посмел бросить вызов Западу, даже если на деле этот товарищ был тем ещё "товарищем". И хоть великого и могучего СССР уже 30 лет как нет, привычка воспринимать всяческих "вождей трудящихся масс" как закадычных друзей русского народа никуда не делась. Однако в случае с маршалом Хафтаром игнорировать реальность не стоит.
Этот человек является последним представителем формации молодых армейских офицеров, которые бодро свергали монархические режимы по всему Арабскому Востоку в 50-60-е годы прошлого века. Они устанавливали не то коммунистические, не то национал-социалистические диктатуры. Нередко одно мутировало в другое.
Они дружили с СССР, предавали СССР ради дружбы с США, ссорились с американцами, покупали ядерные реакторы у французов и пытались мастерить атомные бомбы. По сути, Хафтар – это представитель поколения Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи, динозавр XX века, переживший вымирание всех своих политических ровесников и сослуживцев.
Долгое время будущий маршал служил Каддафи, но после проигранной Чаду войны Каддафи возложил на Хафтара вину за поражение и бросил в плену. В ответ Хафтар переметнулся на сторону американцев. По утверждениям западных источников, в конце 1980-х его окормляло ЦРУ, притом уровень доверия был таким, что ему дали денег на повстанческую армию.
В начале 1990-х Хафтар получил американское гражданство и поселился в штате Вирджиния, но после начала западной интервенции в Ливию в 2011 году вернулся на родину с очевидным намерением доиграть турнир, из которого выбыли все остальные участники, его начинавшие.
Халифа Хафтар – это динозавр XX века, переживший вымирание всех своих политических ровесников и сослуживцев. Фото: AlphaSpecnaz/Global Look Press
Хафтар и русские
С русскими у него отношения тоже складывались не самым простым образом. В молодости Хафтар учился в Московской военной академии имени Фрунзе и потому знает русский. В ходе борьбы с исламистами ПНС, получившими оружие со стороны Турции, бывший агент США Хафтар смог заручиться поддержкой России.
В январе 2017-го он побывал на крейсере "Адмирал Кузнецов", где встретился с вице-адмиралом Виктором Соколовым. Вскоре началось широкое сотрудничество армии Хафтара с ЧВК "Вагнер". Сторонники маршала добились ряда крупных успехов, а весной 2019 года его армия начала крупное наступление, которое должно было покончить с международно признанным правительством исламистов и террористов.
На протяжении многих лет Ливия находилась в состоянии гражданской войны. Фото: Amru Salahuddien/Xinhua/Global Look Press
Однако наступление пошло не так бодро, как ожидалось, возникли трения между Хафтаром и нашими "музыкантами" – предположительно из-за того, что ливийский маршал решил, что "оркестр" слишком дорого просит за русскую ярость в бою. В провале наступления сыграла свою роль и помощь, полученная противником от союзников. Упоминавшаяся многомесячная битва "Панцирей" с турецкими "Байрактарами" как раз была одним из эпизодов той борьбы.
В январе 2020-го маршал прибыл в Москву на переговоры с премьер-министром ливийского правительства национального согласия Файезом Сарраджем. Но через несколько дней улетел обратно, не подписав соглашения и выставив МИД России в глупом свете.
Что с того?
Ливия – это страна, с которой нас ничего не связывает ни культурно, ни исторически. При этом она исключительно важна для Эрдогана – ещё одного политического деятеля с гибкими принципами. Поэтому если Хафтара и стоящую за ним армию ЛНА выбрали в качестве разменной монеты – это почти гениальный ход. Вопрос заключается лишь в том, что Москва в текущих условиях может реально дать Хафтару и его армии, чтобы те смогли стать "занозой в заднице" нашего дорогого партнёра?
Если поддержка окажется чисто вербальной, то матёрый политик Эрдоган моментально раскусит это. Если это будут реальные поставки эффективного оружия, то не лучше ли дать его в руки русским солдатам, а уважаемого гостя просто поставить перед фактом, что из украинских портов никто никуда не плывёт? По крайней мере, до тех пор, пока они снова не станут русскими.
По какому сценарию пойдут события, станет понятно в ближайшее время.
И ещё. Что касается вопроса, которым сейчас задаются авторы телеграм-каналов: будет ли, если что, Россия воевать с Турцией на территории Ливии?
Точно не будет. Не те условия. Прямая война с Турцией на удалённом театре нам не нужна. Более того, даже создание военной базы – крайне маловероятная затея. В первую очередь потому, что без наличия достаточных для её защиты сил любая база превращается в лагерь заложников. Силы же у нас высвободятся после того, как мы сметём украинский режим и освободим исторические русские земли. До тех пор Средиземное море для нас будет прилавком, на котором можно разменять чужие проблемы на свою выгоду.
* "Аль-Каида", "Исламское государство" – террористические организации, запрещены в России.