Зачем мигранты едут в Россию: Бастрыкин озвучил пугающую статистику этнической преступности
Россия до конца этого года планирует подписать соглашения по трудовой миграции с Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией. В какую сторону двинутся изменения в законодательстве, сейчас совершенно непонятно. Пока же все заинтересованные в данном вопросе похожи на героев басни Крылова "Лебедь, рак и щука" - государство, бизнес и общество тянут одеяло каждый на себя.
Государство пытается упорядочить миграционные потоки, бизнес тем временем требует увеличения квот на прием иностранной рабоче силы, а в обществе растет недовольство растущим числом мигрантов и та легкость, с которой они получают русские паспорта.
Есть один фактор, который одинаково тревожит всех участников этого процесса – пугающий рост преступности среди мигрантов из ближнего зарубежья.
О росте преступности среди мигрантов
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин в большом интервью "Интерфаксу" констатирует трехкратный рост преступлений, связанных с мигрантами, в прошлом году в сравнении с 2021 годом.
"В 2022 году поступило 4 729 сообщений о таких преступлениях, рассмотрев которые, следователи СК России возбудили 4 231 уголовное дело. Это почти в три раза больше чем в 2021 году", — говорит Александр Бастрыкин.
Возросло число преступлений против половой неприкосновенности: в 2022 году по таким преступлениям возбуждено 737 уголовных дел, в 2021 – было 520.
Значительно выросло число тяжких и особо тяжких преступлений. В 2022 году было возбуждено 893 уголовных дела по таким преступлениям. Это в пять раз больше чем в 2021 году.
Одно из таких преступлений произошло 9 апреля в Челябинске, где уроженец Таджикистана убил ученика 11-го класса. Подозреваемый и четверо его товарищей из десяти человек, участвовавших в конфликте, задержаны. И вот что удивительно – большинство из них являются гражданами России.
Более того, главный подозреваемый в совершении преступления даже учился в одном из колледжей по специальности "Правоохранительная деятельность". Можно себе представить масштаб проблемы через несколько лет – в полиции будет работать значительный пласт вчерашних мигрантов, которые плохо знают русский язык и не приемлют наши ценности.
Будет только хуже?
Мигрантов становится все больше, это замечают все, а ведь Россия еще не вышла на допандемийный уровень по показателям миграции.
В 2022 году на работу в Россию приехали почти 3,5 млн иностранцев, что на 871 тыс. человек больше, чем в 2021 году. В допандемийном 2019 году в Россию приехали 4,09 млн. гастарбайтеров. В данном случае, как вы понимаете, речь идет только о тех, кто пересек границу с Россией легально. Если же брать в расчет нелегалов, то озвученные цифры можно смело умножать на два.
Иными словами, ситуация с мигрантами в ближайшее время будет становиться еще хуже, если Россия не изменит правила приема легальных мигрантов и не поставит надежный заслон на пути незаконной миграции.
"Да, действительно нелегальная миграция в значительной степени способствует неблагоприятной обстановке", — говорит председатель СК РФ Александр Бастрыкин.
В качестве примера Бастрыкин рассказал о пресечении деятельности организованной преступной группы, осуществлявшей в столичном регионе легализацию иностранных граждан. Размах у группировки был впечатляющим: работало пять нелегальных типографий по изготовлению поддельных миграционных документов, изъяты десятки печатей и штампов государственных и коммерческих организаций, медучреждений, сотни бланков паспортов, водительских удостоверений, миграционных карт, патентов на осуществление трудовой деятельности и иных документов.
Чаще всего именно нелегальные мигранты и пополняют ряды криминальных группировок на территории России.
- Нелегальная миграция находится в тесной связи с нелегальным бизнесом. Если брать эту проблему в целом, то объединенные по национальному признаку криминальные формирования нелегальных мигрантов совершают экономические преступления, создавая в местах пребывания неконтролируемый рынок товаров и услуг, — говорит Бастрыкин
Уклонение уплаты налогов, незаконная торговля, включающая изготовление и сбыт фальсифицированных спиртных напитков, подделка документов, справок и печатей, перевозку и сбыт наркотических веществ – далеко не полный перечень видов преступной деятельности, где подвизаются мигранты.
Что делать?
По мнению Александра Бастрыкина, России необходим точный расчет потребности трудовых ресурсов в различных отраслях экономики страны, что позволит наладить четкий учет мигрантов.
Необходимо вести постоянную работу по замещению трудовых мигрантов гражданами России, разработав механизм их перемещения из регионов с низким уровнем экономического развития в регионы, где необходимо привлечение большого числа работников.
Также, по мнению Бастрыкина, в законодательстве следует предусмотреть "весомый налог за использование иностранной рабочей силы". Но в данном вопросе с председателем Следкома не согласен глава комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов. Он считает, что это негативно скажется на рабочем рынке, так как в России есть ряд сфер с острым дефицитом отечественных специалистов.
"Надо понимать, что у нас есть сферы, где своих специалистов не хватает, и если работодателя дополнительно обложить налогом, это может привести к расширению серой и чёрной зоны и удорожанию услуги или продукции".
По мнению Нилова, трудовых мигрантов надо привозить в Россию по запросу, контролировать их перемещение и места проживания и денежные переводы на родину, которые, кстати, исчисляются миллиардами долларов ежегодно.
В этом вопросе между Бастрыкиным и Ниловым полное взаимопонимание. Глава Следкома предлагает "усилить контроль за миграционными процессами с введением обязательной геномной регистрации (ДНК-тестирования) всех иностранных граждан, прибывающих в Россию, данные о которой отражать в едином удостоверяющем личность иностранца документе с электронным носителем информации".
- Кроме того назрел вопрос о кодифицировании миграционного законодательства. Это необходимо, чтобы в одном нормативном акте прописать все формы миграции, а также нормы, связанные с регистрацией иностранцев, с выдачей квот на занятие трудовой деятельностью, а также чётко определить порядок их учёта, — считает Александр Бастрыкин.
В заключение остается добавить, что если сегодня идет работа над соглашением по трудовой миграции с Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией, то необходимо привлечь власти этих государств к контролю за миграцией своих граждан и переложить на них часть расходов по введению дорогостоящих процедур по их регистрации. В конечном итоге все должно быть подчинено тому, чтобы миграционные процессы стали позитивным фактором, способствующим развитию российской экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности страны.